Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /

№ 4, 2015 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ю. А. Амброзевич
Художественное в промышленном дизайне: осмысление в отечественной теории (1978-1991)

В. В. Лаптев
Агитационная изостатистика в советской периодической печати 1930‑х гг.

Е. А. Петухова
Эстетика символизма во французском плакате эпохи модерна

А. В. Сазиков
Эпоха «оттепели» в дизайне и в быту.

С. О. Горчанинов
Международный фестиваль-практикум «ДРЕВОлюция» как форма применения начальных навыков проектирования

В. Ю. Медведев
Психологическая сущность и особенности эстетического отношения к объектам дизайна.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Н. С. Зеликина
Коммуникативные аспекты российской газетно-журнальной публицистики 1920х гг.: проблемы теории и истории

Е. И. Колесникова
Проза о Великой Отечественной Войне от документального свидетельства к нарративу

Н. Г. Полтавцева
Динамика модели конфликта в русской прозе ХХ века: война как тема антропологии литературы

Т. С. Садова
Не-отрицание в русском языке: «зачеркивание» в поисках нового смысла

Сяою Ванг
Заглавие рассказа А. Платонова «Взыскание погибших» и его роль в развитии сюжета

Л. Г. Фещенко
О ревизии отраслевых словарей

Н. В. Цветкова
Категория комического в эстетике позднего С. П. Шевырева

К. И. Шарафадина
«Цветочная магия» по‑шекспировски и ее метаморфозы в русских переводах

Table of contents

Vestnik № 4. 2015. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE

Yu. Ambrozevich
Еvaluation of artistic component of industrial design in USSR in 1978–1991

V. Laptev
Propaganda pictorial statistics in Soviet periodicals of the 1930s

Е. Petukhova
The aesthetics of Symbolism in Art Nouveau French poster

A. Sazikov
Age «thaw» in the design and in life

S. Gorchaninov
The international festival- workshop “DREVOlyutsiya” as a form of initial application design skills

V. Medvedev
Psychological essence end peculiarities of aesthetical relation to design objects

LITERATURE SCIENCES

N. Zelikina
Communicative aspects of the russian newspapers and magazine journalism n1920s.: problems of theory and history

Е. Kolesnikova
Prose about Great Patronic war. From document to the narrative

N. Poltavtseva
Dynamics of the сonflict рatterns in the russian рrose of the ХХ-th century: war as the topic of the аnthropology of literature

Т. Sadova
Not-denial in Russian: «striking out» in search of new sense

S. Wang
The role of title of the a. platonov’s story «request of the perishing»

L. Feshchenko
About revisions specialized dictionaries

N. Tsvetkova
The category of comic in S. P. Shevyryov’s aesthetics in his later years

K. Sharafadina
«Flower magic» in a Shakespearean way and its metamorphoses in Russian translations.

Аннотации и ключевые слова

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ю. А. Амброзевич
Художественное в промышленном дизайне: осмысление в отечественной теории (1978-1991)

В статье описывается поворотный момент в развитии советской теории и истории дизайна и то, как он повлиял на современные исследовательские тенденции в этой области на постсоветском пространстве.
Ключевые слова
теория и история дизайна, промышленный дизайн, художественность.

В. В. Лаптев
Агитационная изостатистика в советской периодической печати 1930‑х гг.

В советской периодической печати диаграммы, карты и схемы, как и фотоматериал, являлись непременным атрибутом подачи фактографического материала. Газета и журнал в период индустриализации сыграли особую роль катализатора процессов эстетической адаптации фотографики и агитационной изостатистики. Выявлено синтетическое влияние фото- и инфографики на композиционную целостность произведений советских художников в периодической печати 1930‑х гг.
Ключевые слова
инфографика, периодическая печать, агитационная изостатистика, Институт Изостат, диаграммы, картограммы, иллюстрация.

Е. А. Петухова
Эстетика символизма во французском плакате эпохи модерна

Статья посвящена проблеме интерпретации символизма в рекламном плакате. На примере популярных плакатов 1890‑х гг. рассматриваются образы, элементы, решения, которые могут быть истолкованы в рамках символистской эстетики.
Ключевые слова
плакат, печатная графика, графический дизайн, символизм, искусство конца XIX в, Франция.

А. В. Сазиков
Эпоха «оттепели» в дизайне и в быту.

В статье рассматривается стилистика дизайна эпохи «оттепели» (1953–1964 гг.). Анализируются причины и механизмы явлений, приведших к смене эстетической парадигмы в указанный период, их влияние на становление государственной системы дизайна в СССР.
Ключевые слова
«оттепель», история дизайна, ВНИИТЭ.

С. О. Горчанинов
Международный фестиваль-практикум «ДРЕВОлюция» как форма применения начальных навыков проектирования

В статье рассматривается опыт применения начальных навыков проектирования и предметной работы в Международном фестивале-практикуме «ДРЕВОлюция» (лето, 2015 г., Санкт-Петербург).
Ключевые слова
фестиваль-практикум «ДРЕВОлюция», СПГХПА им. А. Л. Штиглица, художественно-промышленное образование.

В. Ю. Медведев
Психологическая сущность и особенности эстетического отношения к объектам дизайна

В статье рассматривается психологический аспект эстетического отношения к объектам, создаваемым в процессе дизайнерского творчества и реализуемым в производстве, а также в сфере их продвижения в торговле для повышения эффективности сбыта продукции, в сфере их использования и восприятия потребителями, кроме того в области профессиональной дизайн-критики.
Ключевые слова
эстетическое отношение, психология, субъект, объект, ценностная ориентация, дизайн, культура, потребности.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Н. С. Зеликина
Коммуникативные аспекты российской газетно-журнальной публицистики 1920х гг.: проблемы теории и истории

Статья посвящена анализу влияния газетно-журнальной публицистики на общественные настроения в переломные эпохи на примере феномена российской журналистики начального периода существования советской власти в условиях территориального и идейного разрыва российской культуры.
Ключевые слова
публицистика, общественное мнение, политические коммуникации, идеология, пропаганда, историография, исторический источник.

Е. И. Колесникова
Проза о Великой Отечественной Войне от документального свидетельства к нарративу

Особое внимание уделено военному периоду в жизни писателей, выявившему цельность их творческой и личной нравственной позиции. Погружение в контекст эпохи помогает понять общие и индивидуальные закономерности творчества писателей. Формула «Все течет» помогает проявить устойчивые онтологические основания картины мира А. Платонова и В. Гроссмана на разных художественных уровнях — идейном, структурном, образном.
Ключевые слова
В. Гроссман, А. Платонов, М. Зощенко, контекст, батальная проза, записные книжки, газета «Красная звезда».

Н. Г. Полтавцева
Динамика модели конфликта в русской прозе ХХ века: война как тема антропологии литературы

В статье на материале русской прозы и публицистики двадцатого века рассматривается динамика модели конфликта как одной из форм социокультурного взаимодействия. Избранная для этого тема войны дает широкие возможности проследить, как изменяется интеллектуальный опыт в рамках Модерна как большого стиля культуры: от рефлексии по поводу коллективного переживания нового типа — опыта Первой мировой войны (публицистический сборник Вячеслава Иванова «Родное и вселенское») — к исследованию опыта Второй мировой (военные рассказы Андрея Платонова) и постмодернистскому анализу «странной» чеченской войны (рассказ В. Маканина «Кавказский пленный»).
Ключевые слова
конфликт, социальная форма, социальное взаимодействие, Первая мировая война, Вячеслав Иванов, «Родное и вселенское», Андрей Платонов, военные рассказы, Маканин, «Кавказский пленный», антропология литературы, культурный стиль Модерн.

Т. С. Садова
Не-отрицание в русском языке: «зачеркивание» в поисках нового смысла

В статье рассматриваются семантические потенции именной словообразовательной модели с не-отрицанием. Утверждается, что отрицание в русском литературном языке, особенно в текстах философской прозы и публицистики, приобретает значительные содержательные функции, что в аспекте «зачеркнутого слова» отрицание можно квалифицировать как поиск нового смысла.
Ключевые слова
русский язык, отрицание, зачеркнутое слово, эвфемизм, функции отрицания.

Сяою Ванг
Заглавие рассказа А. Платонова «Взыскание погибших» и его роль в развитии сюжета

Ключевые слова А. Платонов, рассказ «Взыскание погибших», икона, мотив, заглавие.

Л. Г. Фещенко
О ревизии отраслевых словарей

Социальная ответственность высшей школы в рекламоведческом образовании проявляется в культуре понятийного аппарата, но наше профессиональное сообщество ответственно также за лексикографический анализ и окультуривание понятийно-терминологической основы профессиональной речи. На фоне поставленной Ассоциацией коммуникационных агентств России задачи создания единого глоссария рекламоведческих терминов автор предлагаемой статьи провел комплексную ревизию трех отраслевых словарей: «Словаря маркетинговых терминов» (Sostav. ru), «Энциклопедического словаря PR и рекламы» Сергея Ильинского и одного из первых отраслевых словарей «Реклама от А до Я» 1992 года, незаслуженно забытого. Словари рассматриваются с точки зрения структуры и содержания словника, а также лексикографических особенностей.

Ключевые слова глоссарий, глоссарий рекламных терминов, словарь рекламоведческих терминов, рекламоведческие термины, отраслевые словари, рекламоведческая лексикография, специальный словарь по рекламе и PR.

Н. В. Цветкова
Категория комического в эстетике позднего С. П. Шевырева

В статье впервые исследуется категория комического как основополагающее начало эстетической теории позднего С. П. Шевырева. Анализируются наблюдения и выводы статьи «Теория смешного, с применением к русской комедии» (1851) о характере, функциях, значении смеха, особенностях его восприятия.
Ключевые слова
категория комического, «христианский гуманизм», теургия.

К. И. Шарафадина
«Цветочная магия» по‑шекспировски и ее метаморфозы в русских переводах

В статье представлен обзор использования растительной символики в драматургии В. Шекспира и сделан критический анализ переводов «букета» Офелии на русский язык в разное время. Автор ставит вопрос о границах переводческого соавторства при бикультурной адаптации этноботанических реалий.
Ключевые слова
Шекспир, растительная символика, перевод, «букет» Офелии, этноботаника.

Annatation and key words

ART CRITIQUE

Yu. Ambrozevich
Еvaluation of artistic component of industrial design in USSR in 1978–1991

Author describes a breaking moment in theory and history of design in USSR and its impact on modern design research in ex-Soviet space.
Key words
design theory and history, industrial design, artistic merit.

V. Laptev
Propaganda pictorial statistics in Soviet periodicals of the 1930s

Charts, maps and charts, as well as photographic material is an essential attribute of filing factual material in Soviet periodicals. Newspaper and magazine in the period of industrialization played a special role as a catalyst of processes of aesthetic adaptation photos and propaganda pictorial statistics. Identified synthetic influence of photography and infographics on the compositional in tegrity of works of Soviet artists in the printing press of the 1930s.
Key words
infographics, periodicals, propaganda pictorial statistics, Izostat Institute, charts, cartograms, illustration.

Е. Petukhova
The aesthetics of Symbolism in Art Nouveau French poster

The article is devoted to the problem of interpretation of symbolism in an advertising poster. On the examples of the popular poster 1890s are considers images, elements that could be construed as part of the symbolist aesthetics.
Key words
poster, graphic, engraving, graphic design, prints, symbolism, France.

A. Sazikov
Age «thaw» in the design and in life

The author discusses the design style of the era of the «thaw» (1953-1964). The causes and mechanisms of events that led to a change in aesthetic paradigm in this period, their influence on the formation of the state of design in the USSR..
Key words
«Khrushchev Thaw», the history of design, Institute of Technical Aesthetics (VNIITE).

S. Gorchaninov
The international festival- workshop “DREVOlyutsiya” as a form of initial application design skills

The author discusses the experience of the initial design skills and substantive work in the International Festival — Workshop «DREVOlyutsiya» (Summer, 2015 St. Petersburg).
Key words
festival- workshop «DREVOlyutsiya» SPGHPA them. Stieglitz, Industrial Art Education.

V. Medvedev
Psychological essence end peculiarities of aesthetical relation to design objects

In the article author considers psychological aspect of aesthetical relation to the objects that represents as products of design сreation which inculcates in industry, also they as consumer goods in the sphere of commers for rise it efficacy, moreover this objects in the sphere of them consumption and perception, besides they in the field of professional design criticism.
Key words
aesthetical relation, psychology, subject, object, valuable orientation, design, culture, needments.

LITERATURE SCIENCES

N. Zelikina
Communicative aspects of the russian newspapers and magazine journalism n1920s.: problems of theory and history

This article is devoted to the impact of newspaper and magazine journalism in the public mood in the crucial era in the example of the phenomenon of Russian journalism of the initial period of existence of the Soviet regime in terms of territorial and ideological rupture of the Russian culture.
Key words
journalism, public opinion, political communication, ideology, propaganda, historiography, historical source.

Е. Kolesnikova
Prose about Great Patronic war. From document to the narrative

Particular attention is given to the writer’s war years to identify the integrity of them artistic and personal moral position. Researching the context helps us to understand the writer’s general and individual characteristics. The formula «Everything flows» helps to reveal the ontological foundations of Platonov’s and Grossman's worldview on several artistic levels — ideological, structural, shaped.
Key words
V. Grossman, A. Platonov, M. Zoschenko, context, philosophical problems, war prose, notebooks, newspaper «Red Star”.

N. Poltavtseva
Dynamics of the сonflict рatterns in the russian рrose of the ХХ-th century: war as the topic of the аnthropology of literature

The article attempts to review the conflict as one of the forms of social interaction. The material for this was the intellectual experience and reflection on the subject of early Modern associated with the collective experience of an entirely new type of experience of the First world war as a global conflict. Diagnostics and prognostics has been made on the basis which are represented in the collection of articles «Native and Universal» (1918) by the famous poet and phylosophe of culture Vyacheslav Ivanov, who belongs to the circle of Russian symbolists. The model of another type was represented by the great Soviet writer Andrey Platonov in his war stories. The third one was represented by Vladimir Makanin in his postmodernist story about Chechen War. This three models of conflict were the object of our research.
Key words
conflict, social form of social interaction, the First World War, Vyacheslav Ivanov, Andrey Platonov, the Second World, Vladimir Makanin, Chechen War, the anthropology of literature, Modern as a style of culture.

Т. Sadova
Not-denial in Russian: «striking out» in search of new sense

In article semantic potentialities of nominal word-formation model with not-denial are considered. It is claimed that denial in the Russian literary language, especially in texts of philosophical prose and journalism, gets considerable substantial functions that in aspect of «the crossed-out word» denial can be qualified as search of new sense.
Key words
russian, denial, the crossed-out word, euphemism, function of denial.

S. Wang
The role of title of the a. platonov’s story «request of the perishing»

A. Platonov «Request of The perishing» has the same title with the miraculous icon of Holy Mother. One of the ten God’s commandments -»You shall not kill» is a recurring motif in this story. Afterwards, working as amwar correspondent, the author did not observe the war in his works and advocated pacifism.
Key words
A. Platonov, icon of Holy Mother, story «Request of The perishing», title.

L. Feshchenko
About revisions specialized dictionaries

The social responsibility of higher education institutions in the field of advertological education manifests itself in the standards of the conceptual framework. Yet our community of professionals is also responsible for the lexicographic analysis and cultural adaptation of the conceptual terminological basis of professional speech. Against the background of the task, assigned by the Russian Association of Communication Agencies, to create a uniform glossary of advertological terms, the author of this article has comprehensively revised three specialised dictionaries: The Dictionary of Marketing Terms (‘Slovar marketingovykh terminov’ (Sostav. ru); Sergey Ilyinskiy’s Encyclopaedic Dictionary of PR and Advertising (‘Entsiklopedicheskiy slovar PR i reklamy’) and one of the first specialised dictionaries Advertising All the Way from A to Z (‘Reklama ot A do Ya’), 1992, which has been buried in oblivion quite undeservedly. These dictionaries have been studied from the structural, semantic and lexicographic perspective of their vocabulary.
Key words
glossary, glossary of advertising terms, advertising terms, specialised dictionaries, advertological lexicography, specialised dictionary of advertising and PR.

N. Tsvetkova
The category of comic in S. P. Shevyryov’s aesthetics in his later years

For the first time the category of the comic is viewed as the basic beginnings of S. P. Shevyryov's aesthetic theory. Observations and conclusions of his article «The theory of the comic as applied to the Russian comedy» (1851) about the nature, functions, meanings of laughter and peculiarities of its perception are analyzed.
Key words
the category of comic, «Christian humanism», theurgy.

K. Sharafadina
«Flower magic» in a Shakespearean way and its metamorphoses in Russian translations.

The review of using vegetable symbolics in W. Shakespeare’s dramatic art is presented in article and the critical analysis of the translations of «bouquet» of Ophelia into Russian at different times is made. The author raises a question of borders of a translation co-authorship at bikulturny adaptation of ethnobotanical realities
Key words
Shakespeare, vegetable symbolics, translation, Ophelia's «bouquet», ethnobotany.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Амброзевич Юлия Александровна — аспирант МГХПА им. С. Г. Строганова. Е-mail: juliaambrozevich@mail. ru

Горчанинов Сергей Олегович — доцент кафедры интерьер и оборудование СПГХПА им. А. Л. Штиглица, член Союза художников России.

Грачев Владимир Иннокентиевич — д-р культурологии, профессор кафедры рекламы и PR Института бизнес-коммуникаций СПбГУПТД. E-mail: vig1947@mail. ru

Зеликина Нина Самуиловна — канд. истор. наук, доцент, зам. зав. кафедрой журналистики по учебной работе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. E-mail: zelikinans55@gup. ru

Колесникова Елена Ивановна — д-р филол. наук, старший научный сотрудник отдела новейшей литературы Института русской литературы РАН. E-mail: ekolesn@mail. ru

Лаптев Владимир Владимирович — канд. искусствоведения, доцент Института графического дизайна СПбГУПТД. E-mail: laptevsee@yandex. ru

Медведев Всеволод Юрьевич — канд. искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Петухова Елена Андреевна — аспирант Института бизнес - коммуникаций СПбГУПТД . E-mail:yelena.petukhova@yandex. ru

Полтавцева Наталья Георгиевна — канд. филол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник института «Русская антропологическая школа» Российского государственного гуманитарного университета. E-mail:natalypol2007@yandex. ru

Садова Татьяна Семёновна — д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail:Tatsad_90@mail. ru

Сазиков Алексей Владимирович — канд. искусствоведения, ведущий специалист отдела инноваций и издательских проектов МГХПА им. С. Г. Строганова. E- mail:a_sazikov@mail. ru

Сяою Ванг —докторант Пекинского государственного университета, Китай.

Фещенко Лариса Георгиевна — канд. филол. наук, доцент кафедры рекламы Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: l. fezchenko@spbu. ru

Цветкова Нина Викторовна — канд. филол. наук, доцент кафедры литературы Псковского государственного университета. E-mail: tsvetkova48@yandex. ru

Шарафадина Клара Ивановна — д-р филол. наук, профессор кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. E-mail: belkaklara@mail. ru