Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /
№ 4, 2011 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

А. А . Бобриков
Искусство толпы. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и рождение массовой культуры

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

В. В. Прозерский
Координаты культуры

Г. В. Вершинин
Похвала компьютеру 2011

Н. И. Натус, В. В. Семенова
Современная наружная реклама в крупных городах мира

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Т. В. Ковалева
Архитектурно-историческая среда города Светлогорск (Калининградская область). Реставрационныеработы и современная архитектурная практика

ФОТОГРАФИЯ И КИНО

А. Н. Фоменко
Эффект Медведкина — Брейгеля

В. Ф. Дмитриев
Эволюция жанров кинодраматургии: от «эмоционального сценария» А. Г . Ржешевского  до «поэтического сценария» А. И. Снежина

РЕЦЕНЗИИ

В. Ю. Медведев
Проблема взаимодействия традиционного ремесла и современного дизайна японии глазами петербургского дизайнера

ФИЛОЛОГИЧЕСК ИЕ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 

О. В. Мамуркина
Особенности выражения авторской позиции в путевых заметках второй половины XVIII века

Н. Г. Михновец
Прецедентные произведения и темы: к проблеме сохранения «памяти» литературы и культуры

Т. Ю. Салахутдинова
Жанровая поэтика мотива привидения в «святочных» рассказах А.П. Чехова

Е. И. Колесникова
Рукописное наследие андрея платонова как предмет научного исследования (опыт создания тезауруса)

ЖУРНАЛИСТИКА. СОВРЕМЕНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО

И. Г. Дашевская
Специфика медиапланирования рекламных коммуникаций для сферы культуры

Д. В. Скрипченко
Роль медиа-пространства в формировании террористического дискурса

Cведения об авторах

Информация для авторов

Table of contents

Table of contents

Vestnik № 4. 2011. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE. FINE ART

A. Bobrikov
Crowd art. Karl Bruylov’s «Last day of Pompey» and a mass culture birth

DESIGN. ARTS AND CRAFTS

V. Prozerskij
Culture coordinates

G. Vershinin
Рraise to the computer 2011

N. Natus, V. Semenova
Modern outdoor advertising in world big cities

HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE

T. Kovaleva
The architecturally-historical environment of the city of Svetlogorsk (The Kaliningrad region).Restoration works and modern architectural practice

PHOTOGRAPHY AND CINEMA

A. N. Fomenko
Effect of Medvedkin — Brueghel

V. Dmitriev
Еvolution of genres of film dramatic art: from A. Rzheshevsky’s «the emotional scenario» to А. Snegin’s«the poetic scenario»

REVIEWS

V. Yu. Medvedev
The problem of interaction between traditional craft and contemporary design in Japan: point of view ofthe designer from St. Petersburg

HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

O. Mamurkina
The peculiarities of expression of author’s position in Russian travelogueof the second part of XVIII century

N. Mikhnovets
Precedent texts and themes as one of literature’s memory mechanisms of literature and culture

T. Salakhutdinova
The motive of ghosts in the early Christmas stories by A. P. Chekhov

Е. Kоlеsnikova
Andrey Platonova’s hand-written heritage as a subject of scientific research (experience of creation of the thesaurus)

MODERN MEDIA

I. Dashevskaya
Modern marketing communications: the promotion of concerts using the latest tools of media planningand audience analysis

D. Skripchenko
Manipulation technologies of modern mass-media (formation of a terrorist discourse)

Аннотации и ключевые слова

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

А. А . Бобриков
Искусство толпы. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и рождение массовой культуры

Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», принесшая своему автору интернациональную славу,рассматривается автором как один из первых образцов массовой культуры. Решающую роль в успехе этого произведения,по словам А. Бобрикова, сыграло специфическое сочетание сюжета о грандиозной природной катастрофе с мелодрамати-ческой повествовательностью («театром благородства»)

Ключевые слова ■ историческая живопись, Брюллов, массовая культура, романтизм

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

В. В. Прозерский
Координаты культуры

В жизни общества присутствуют два вида коммуникации — гетерокоммуникация и автокоммуникация, а также соответ-ствующие им два вида ценностей: социальные (инструментальные) и трансцендентальные (ценности-цели): истина, доброи красота. Задача их объединения выпадает на долю культуры. Культура не сводится ни к одному из рассмотренных вышевидов коммуникации, она представляет собой контур, объемлющий оба вида. Культура образуется из бесконечного рядасобытий — творческих актов, сопрягающих мир социальных ценностей с трансцендентальными

Ключевые слова ■ коммуникация, культура, контур культуры, автокоммуникация, гетерокоммуникация, общество, соци-альный опыт, социальная роль, ценности инструментальные, ценности трансцендентальные, знак, символ, миф, событие

Г. В. Вершинин
Похвала компьютеру 2011

В статье рассматривается развитие компьютерных технологий, компьютера в широком смысле — как компьютерных про-грамм, операционных систем и множащегося числа устройств, становящихся важнейшей частью и векторами проектнойцивилизации. Основываясь на переносе в железо и математику человеческого мышления, личностных свойств создателей,компьютер влияет на социальную жизнь, культуру, творчество, становится инструментом самопознания. Благодаря компью-теру человечеству предстоят глобальные перемены в самых разных сферах: жизни, включая общественное устройство

Ключевые слова ■ информационные технологии, проектная цивилизация, моделирование, манипулирование, функциимозга, управление обществом

Н. И. Натус, В. В. Семенова
Современная наружная реклама в крупных городах мира

В настоящей статье проанализировано современное состояние системы визуальных коммуникаций мегаполисов мира. Рас-смотрены особенности взаимодействия визуальных коммуникаций и городской среды в существующей градостроительнойситуации и соответствии с современными информационными технологиями и общим направлением развития общества

Ключевые слова ■ современные рекламные носители, дизайн-концепция визуальных коммуникаций города, инновации,новые технологии, визуальные коммуникации, визуально-информационная инфраструктура города, информационныерешения городской среды

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Т. В. Ковалева
Архитектурно-историческая среда города Светлогорск (Калининградская область). Реставрационныеработы и современная архитектурная практика

Cтатья посвящена проблемам сохранения архитектурно-исторической среды города Светлогорск, реставрации и реконструк-ции его архитектурного наследия, а также обзору современной архитектурной практики города и вопросу преемственностиархитектурных традиций в этом регионе

Ключевые слова ■ архитектурно-историческая среда, реставрация, реконструкция, воссоздание, современная архитек-турная практика

ФОТОГРАФИЯ И КИНО

А. Н. Фоменко
Эффект Медведкина — Брейгеля

В статье анализируется фильм советского режиссера Александра Медведкина «Счастье» (1934) — одно из последних произ-ведений немого кинематографа. Основной метод Медведкина, по словам автора, заключается в буквализации идиоматическихвыражений, аналогичной той, которую мы видим в картине Питера Брейгеля «Нидерландские пословицы»

Ключевые слова ■ Александр Медведкин, киноавангард, семиотика искусства

В. Ф. Дмитриев
Эволюция жанров кинодраматургии: от «эмоционального сценария» А. Г . Ржешевского  до «поэтического сценария» А. И. Снежина

В данной статье мы проанализируем «эмоционального сценарий» А. Г. Ржешевского, изучим его особую и, довольно теснуювзаимосвязь с новой жанровой формой — «поэтическим сценарием» А. И. Снежина, «возникшем в киноискусстве совсемнедавно» [4, с. 89]

Ключевые слова ■ эмоциональный сценарий, новая жанровая форма, поэтический сценарий, российская кинодраматургия,основные особенности

РЕЦЕНЗИИ

В. Ю. Медведев
Проблема взаимодействия традиционного ремесла и современного дизайна японии глазами петербургского дизайнера

В статье анализируется содержание монографии Т. М. Журавской «Стремление к совершенству», посвященной исследо-ванию взаимодействия традиционного ремесла и современного дизайна Японии и отражающей личный взгляд автора —петербургского дизайнера — на поставленную проблему

Ключевые слова ■ ремесло, дизайн, Япония, традиции, инновации, гармония, природа, техника, человек, культура

ФИЛОЛОГИЧЕСК ИЕ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 

О. В. Мамуркина
Особенности выражения авторской позиции в путевых заметках второй половины XVIII века

В статье рассматривается специфика выражения авторской позиции в текстах путешествий второй половины XVIII века.В ряду многообразных форм проявления креативной интенции отмечается оценочность как отражение ценностной ориен-тации личности. Проанализирована эксплицитная и имплицитная оценка, роль эмотивной лексики в выражении авторского начала

Ключевые слова ■ оценка, оценочность, эмотивная лексика, авторская позиция, самооценка, артефакт, внешний мир.

Н. Г. Михновец
Прецедентные произведения и темы: к проблеме сохранения «памяти» литературы и культуры

В статье рассматриваются прецедентные произведения и темы как один из факторов сохранения памяти литературы и куль-туры, а также их единства. В центре внимания — роль этих произведений и тем в расширении связей между литературнымпроизведением с внелитературной реальностью. Материалом для анализа послужил фрагмент из повести Л. Н. Толстого«Отец Сергий». При осмыслении явления прецедентности затрагивается вопрос о специфике авторской позиции Ф. М. До-стоевского и Л. Н. Толстого. Предлагается ввести явление прецедентности в круг предметов, изучаемых отечественнойфилософско-эстетической мыслью, постигающей феномен памяти литературы (М. М. Бахтин, В. Н. Топоров, А. М. Панченкои др.) и поставившей вопрос о существовании генетической памяти литературы (С. Г. Бочаров)

Ключевые слова ■ прецедентное произведение, прецедентная тема, вариант, инвариант, внелитературная реальность, вну-трилитературная память, генетическая память литературы, автор, единство литературы, единство культуры, Л. Н. Толстой,«Отец Сергий», Ф. М. Достоевский

Т. Ю. Салахутдинова
Жанровая поэтика мотива привидения в «святочных» рассказах А.П. Чехова

В статье на материале трех ранних юмористических рассказов Чехова («Страшная ночь», «Восклицательный знак», «То былаона») рассматривается интерпретация писателем ключевого для жанра святочного рассказа мотива привидения. Выявивв результате анализа инвариант и варианты мотива привидения, этапы его разворачивания, а также сопровождающие мотивы,автор статьи приходит к выводу, что главное отличие чеховской интерпретации традиционного канона жанра — в отсут-ствии завершающего мотивного этапа, а именно обретения героем после встречи с призраком нового статуса — человекавопрошающего и рефлектирующего

Ключевые слова ■ А. П. Чехов, проза, святочный рассказ, мотив привидения, пародия, комизм

Е. И. Колесникова
Рукописное наследие андрея платонова как предмет научного исследования (опыт создания тезауруса)

В статье проводится обоснование наиболее приемлемых методологических приемов и терминов для исследования вводимыхв оборот рукописей А. Платонова с учетом особенностей его универсального, «ренессансного» подхода к жизни

Ключевые слова ■ А. Платонов, рукопись, «малая проза», художественное мировоззрение, концептосфера, семиотикаповедения, «ренессансный человек», контекст, метатекст

ЖУРНАЛИСТИКА. СОВРЕМЕНОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО

И. Г. Дашевская
Специфика медиапланирования рекламных коммуникаций для сферы культуры

В статье изучен и обобщён опыт использования системы статистических показателей в сфере рекламных коммуникаций;результатом исследования стало обоснование эффективности предложенной концепции продвижения концертов на радио-станциях посредством специализированных программ по медиапланированию. Автор проанализировал существующиеданные исследований аудитории медианосителей и подтвердил один из критериев эффективного размещения рекламына основе эмпирического опыта

Ключевые слова ■ медиапланирование, возврат инвестиций, частота контакта

Д. В. Скрипченко
Роль медиа-пространства в формировании террористического дискурса

Статья посвящена рассмотрению терроризма в философском аспекте. Медийные средства создают в социуме сценическийэффект, пользуясь которым, субъект террора апробирует границы дозволенного. Социально-психологическое явление транс-грессии анализируется как девиантный извод базовой философской проблемы самопознания и установления личностнойаутентичности. На материале художественных фильмов, реальных фактах истории, событий последних десятилетий, отра-жаемых в СМИ, выявляется одна из причин возникновения и бытования терроризма — желание субъекта террора, преступаяпределы общественных норм, публично самоутвердиться. Информационное пространство невольно этому способствует,воссоздавая террористические события по модели интерактивного шоу

Ключевые слова ■ самопознание, СМИ, информационное пространство, терроризм, «общество спектакля», постмодерн,девиантность, трансгрессия

Annatation and key words

ART CRITIQUE. FINE ART

A. Bobrikov
Crowd art. Karl Bruylov’s «Last day of Pompey» and a mass culture birth

The famous painting «The last day of Pompey» by Karl Bryullov, brought to the author international glory is considered as oneof the first example of mass culture. The combination of subject of the great natural catastrophe and melodramatic narration («thetheater of nobility) was essential to its fame

Key words ■ historical painting, Karl Bryullov, mass culture, romanticism

DESIGN. ARTS AND CRAFTS

V. Prozerskij
Culture coordinates

The article deals with problem of two types of communications and two types of values: instrumental and transcendental values. Theculture cannot be identified neither with the first type, nor the second type of values. It embraces both types and may be representedas a counter, which joins the ends of horizontal and vertical axes of coordinate system

Key words ■ communications, culture, a culture contour, autocommunications, heterocommunications, a society, social experience,a social role, values tool, transcendental values, a sign, a symbol, a myth, event

G. Vershinin
Рraise to the computer 2011

In article development of computer technologies, the computer in a broad sense — as computer programs, operating systems andmultiplied number of the devices becoming the major part and vectors of a design civilization is considered. Being based on carryingover to iron and mathematics of human thinking, personal properties of founders, the computer influences social life, culture,creativity, becomes the self-knowledge tool. Thanks to the computer global changes in the most different spheres are coming,including a social system

Key words ■ information technology, a design civilization, modeling, a manipulation, brain functions, management of a society

N. Natus, V. Semenova
Modern outdoor advertising in world big cities

In present article the modern condition of system of visual communications of megacities of the world is analysed. Features ofinteraction of visual communications and the city environment in an existing town-planning situation and conformity with moderninformation technologies and the general direction of development of a society are considered

Key words ■ modern advertising carriers, the design concept of visual communications of a city, the innovation, new technologies,visual communications, visually-information infrastructure of a city, information decisions of the city environment

HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE

T. Kovaleva
The architecturally-historical environment of the city of Svetlogorsk (The Kaliningrad region).Restoration works and modern architectural practice

The summary: article is devoted problems of preservation of the architecturally-historical environment of the city of Svetlogorsk,restorations and reconstruction of its architectural heritage, and also to the review of modern architectural practice of a city and aquestion of continuity of architectural traditions in this region

Key words ■ architecturally-historical environment, restoration, reconstruction, a reconstruction, modern architectural practice

PHOTOGRAPHY AND CINEMA

A. N. Fomenko
Effect of Medvedkin — Brueghel

The subject matter of the article is «Happiness» (1934), the famous silent film by Alexander Medvedkin. According the author themain strategy of Medvedkin is the literal interpretation of the verbal idioms, which is similar to the painting «Dutch Proverbs» byPeter Brueghel

Key words ■ Alexander Medvedkin, silent cinema, avant-garde, semiology of art

V. Dmitriev
Еvolution of genres of film dramatic art: from A. Rzheshevsky’s «the emotional scenario» to А. Snegin’s«the poetic scenario»

In given article we will analyse «emotional the scenario» A. G. Rzheshevsky, we will study its special and, close enough interrelationwith the new genre form — «the poetic scenario» A. I. Snegin, «arisen in motion picture arts more recently» [4, с. 89]

Key words ■ the emotional scenario, the new genre form, the poetic scenario, the Russian film dramatic art, substantial features.

REVIEWS

V. Yu. Medvedev
The problem of interaction between traditional craft and contemporary design in Japan: point of view ofthe designer from St. Petersburg

The article deals with the analysis of T. Zhuravskya’s monograph «Aspiration to perfection», which dwells upon the research on interactionbetween traditional craft and contemporary design in Japan and reflects the author’s personal view at discussed problem

Key words ■ craft, design, Japan, traditions, innovation, harmony, nature, technique, person, culture

HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

O. Mamurkina
The peculiarities of expression of author’s position in Russian travelogueof the second part of XVIII century

The article concerns the peculiarities of expression of author’s position in Russian travelogue of the second part of XVIII century Itis shown that in a number of means of expression evaluation has a special place.. Explicit and implicit evaluation and the emotivelexis are analyzed with a view to author’s reflection

Key words ■ evaluation, emotive lexis, author’s position, self-conception, artifact, real world

N. Mikhnovets
Precedent texts and themes as one of literature’s memory mechanisms of literature and culture

In the article precedent texts and themes as one of the main factors that preserves the unity of literature and culture are considered.The author’s attention is drawn to the role of those texts and themes in the process of expansion of connections between the literaturework and extraliterary reality. The fragment from L. N. Tolstoy’s story «Father Sergey» has been served as the material for theanalysis. Additionally, the specificity issue of author’s position of F. M. Dostoyevskij and L. N. Tolstoy is addressed. The authoroffers including the phenomenon of precedency into the circle of the subjects studied by domestic Philosophy and Esthetics, comprehendingthe phenomenon of literary memory (M. M. Bakhtin, V. N. Toporov, A. M. Panchenko, etc.) and raising the problem ofthe existence of genetic memory of literature (S. G. Bocharov)

Key words ■ precedent text, precedent theme, variant, invariant, extraliterary reality, genetic memory of literature, intraliterarymemory, author, the unity of culture, the unity of literature, L. N. Tolstoy, «Father Sergey», F. M. Dostoyevskij

T. Salakhutdinova
The motive of ghosts in the early Christmas stories by A. P. Chekhov

In the article on the material of the three early humorous stories of Аnton Chekhov («a Terrible night», «Exclamation point», «itwas she») interpretation of the writer key for the genre Christmas story ghosts motive is considered. Identified as a result of theanalysis of invariant and options motive ghosts, stages of its deployment, as well as the accompanying motives, the author of thearticle comes to the conclusion that the most important difference between Сhekhov's interpretation of the traditional canon of thegenre, in the absence of the final motive’s stage, namely findings by the hero after a meeting with a phantom the new status — theperson questioning and reflectioning

Key words ■ A. P. Chekhov, prose, Christmas story, the motive of ghosts, parody, irony

Е. Kоlеsnikova
Andrey Platonova’s hand-written heritage as a subject of scientific research (experience of creation of the thesaurus)

Substantiation of the most comprehensible methodological receptions and terms for research of A. Platonov’s manuscripts are offered.Property of his universal, «renaissance» approach to life is considered

Key words ■ A. Platonov, а manuscript, the «small prose», the art outlook, the behavior semiotic, «the Renaissance person», acontext, а metatext

MODERN MEDIA

I. Dashevskaya
Modern marketing communications: the promotion of concerts using the latest tools of media planningand audience analysis

The paper studied the experience of the use of statistics in marketing communications, and the result was the rationale for the effectivenessof promoting concerts on the radio with media planning. The author analyzed data from studies of media audiences andmedia confirmed the efficient allocation criterion relklamy based on experience

Key words ■ media planning, return on investment, frequency of contact with an advertising message

D. Skripchenko
Manipulation technologies of modern mass-media (formation of a terrorist discourse)

Article is devoted consideration of the terrorism in philosophical aspect. The Socially-psychological phenomenon of transgressionis analyzed as a recension of a base philosophical problem of self-knowledge and an establishment of personal authenticity. Ona material of feature films, real events of last decades reflected in mass-media, one of the reasons of occurrence and a terrorismexisting — desire of the subject of terror comes to light, breaking limits of public norms, publicly to ego-trip. Information fieldinvoluntarily promotes it, recreating terrorist events on model of interactive show

Key words ■ self-knowledge, media information field, terrorism, «a performance society», a postmodern, transgression

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бобриков Алексей Алексеевич — канд. искусств.,старший научный сотрудник Российского института истории искусств. Е-mail: art@union.nit.spb.su

Вершинин Геннадий Васильевич — канд. искус-ствов., профессор, директор Тюменского института дизайна (филиал УралГАХА) и Института архитектуры,дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ.E-mail: gwersch@ya.ru

Дашевская Ирина Григорьевна — канд. экон. наук,старший преподаватель кафедры бизнес технологий Института бизнес-коммуникаций СПГУТД.Е-mail: i_dashevskaya@mail.ru

Дмитриев Виктор Федорович — аспирант МГУ им.Н. П. Огарева. E-mail: 561144@rambler.ru

Ковалева Татьяна Вячеславовна — канд. искусствов.,доцент кафедры истории и теории искусств СПГУТД.E-mail: TVK158@mail.ru

Колесникова Елена Ивановна — д-р филол. наук,профессор кафедры бизнес-коммуникаций Института бизнес технологий СПГУТД.E-mail: ekolesn@mail.ru

Мамуркина Ольга Викторовна — ассистент кафедры литературы и русского языка Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.E-mail: elkala@inbox.ru

Медведев Всеволод Юрьевич — канд. искусств., до-цент кафедры истории и теории искусств СПГУТД.Е-mail: kiti@mail.ru

Михновец Надежда Геннадьевна — д-р филолог.наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.E-mail: mikhnovets@yandex.ru

Натус Наталья Игоревна — старший преподаватель Института графического дизайна СПГУТД.Е-mail: n.natus@mail.ru

Прозерский Вадим Викторович — д-рфилол. наук, проф. кафедры эстетики Санкт-Петербургского государственного университета.E-mail: prozer2015@gmail.com

Салахутдинова Татьяна Юрьевна — аспирантка федры общего литературоведения, издательскогодела и редактирования Томского государственногоуниверситета.E-mail: filf@mail.tsu.ru

Семенова Виктория Викторовна — д-р техн.наук, профессор кафедры дизайна костюма СПГУТД.E-mail: inclover@mail.ru

Скрипченко Дмитрий Валерьевич — студент факультета философии Санкт-Петербургского госу-дарственного университета.E-mail: ekolesn@mail.ru

Фоменко Андрей Николаевич — д-р искусств.,доцент кафедры рекламных технологий Института бизнес-коммуникаций СПГУТД.Е-mail: racoonracoon@mail.ru