Содержание
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
А. А . Бобриков
Антропологический натурализм И. Е.Репина
Петер Бюргер
Авангард как отрицание автономии искусства
ДИЗАЙН. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Н. А . Иванов
Орнаментоведение в контексте развития промышленного дизайна
В. Ю. Медведев
Сущность и многообразие… проявления художественной и семантической природы cувенира
Е. А . Серова
Эволюция пуговиц в контексте формирования костюма
Е. С. Чупрунова
Феномен «художественного» и «эстетического» платья в контексте изобразительного искусства Англии второй половины XIX века
ФОТОГРАФИЯ И КИНО
А. Н. Фоменко
Два аллегорических нуара
ФИЛОЛОГИЧЕСК ИЕ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ . ФОЛЬКЛОР
Е. А . Мироненко
Фольклорно-мифологический контекст анималистических образов в прозе Ч.Т. Айтматова
Н. Л . Ермолаева
«Мироприемлющий» юмор И. А. Гончарова
И. А . Манкевич
«В воздухе пахло»: ольфакторные тексты в сочинениях А. П. Чехова
К. Е. Курицева
Приемы конструирования «классического повествования»: особенности поэтики прозы Б. Пильняка 1920‑х годов
А. В. Длугач
Формирование новой модели путеводителя в зарубежной издательской практике(на примере англоязычных путеводителей по Санкт-Петербургу)
М. О . Гонжарова
Судьба новеллы в шведской литературе: возрождение жанра
НАШ АРХИВ
А. П. Есипович
Мои учителя и партнеры (Мемуары актрисы)
Cведения об авторах
Информация для авторов
Table of contents
Vestnik № 3. 2011. Series 2. Art critique. Philological sciences
ART CRITIQUE. FINE ART
A. Bobrikov
I. Repin’s anthropological naturalism
Peter Burger
Аvant-guard as negation of the autonomy of art (A. Fomenko's translation)
DESIGN. ARTS AND CRAFTS
N. Ivanov
View on ornament as a part of industrial design
V. Medvedev
The essence and various manifestation of artistic and semantic nature of a souvenir
E. Serova
The evolution of buttons in context of history of costume
Е. Chuprunova
The phenomenon of «art» and «aesthetic» dress in the context of British artof the second half of XIX century
PHOTOGRAPHY AND CINEMA
A. Fomenko
Two allegorical films noir
PHILOLOGICAL SCIENCES . HISTORY AND THEORY OF LITERATURE. FOLKLORE
Е. Mironenko
Тhe folk and mythological context of the animal’s images in Сhingiz Аitmatov's prose
N. Ermolaeva
«World-taking» humor of I. Goncharov
I. Mankevich
«Something was smelling in the air»: olfactory texts in A. Chekhov’s works
K. Kuritseva
Creation methods of the «classical narrative»: the poetics features of B. Pilnyak’s prose of 1920th years
PUBLISHING AND EDITING
A. Dlugach
Еnglish serial editions on St Petersburg as an example of the contemporary model of a guidebook
M. Gonzharova
Destiny of a short story in Swedish Literature: the revival of the genre
OUR ARCHIVE
A. P. Esipovich
My teachers and partners. Memoirs of the actress
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
А. А . Бобриков
Антропологический натурализм И. Е.Репина
Данный текст представляет собой фрагмент из книги Алексея Бобрикова «Лекции по истории русского искусства XVIII–XIX веков», публикация которой готовится в издательстве «НЛО». Автор анализирует философию репинских картин конца1870–1880‑х годов, в основе которой, по его словам, лежит своеобразная телесная, физиологическая типология, связаннаяс идеями позитивизма. В контексте этой философии человеческое общество и история трактуются по аналогии с миромживотных, в духе социал-дарвинизма
Ключевые слова ■ Репин, русское искусство, натурализм, телесность, антропология, массовая культура
Петер Бюргер
Авангард как отрицание автономии искусства
Текст представляет собой сокращенный перевод главы из книги известного немецкого философа и социолога современногоискусства Петера Бюргера (Peter Bürger) «Теория авангарда» (1974). С точки зрения Бюргера, основной задачей истори‑ческого авангарда являлось устранение автономии искусства, т. е. растворение искусства в жизненной практике. Эта за‑дача осталась нереализованной и, как добавляет автор, не может быть реализована в условиях буржуазного общества, гдедеавтономизация искусства принимает ложную форму (массовая беллетристика, коммерческий дизайн). В этих условияхавтономия искусства дает единственную возможность занять критическую дистанцию по отношению к обществу
Ключевые слова ■ Петер Бюргер, теория авангарда, автономия искусства, жизненная практика, неоавангард, массоваякультура
ДИЗАЙН. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Н. А . Иванов
Орнаментоведение в контексте развития промышленного дизайна
В статье анализируется одна из теорий, исследующих возникновение и развитие орнаментальные мотивов. Она быласформирована Г. Земпером, и в ее основе лежало рассмотрение взаимосвязи промышленного развития и орнаментальногокорпуса. В своих выводах Земпер опирался на изучение некоторых образцов египетской, ассирийской, греческой и китай‑ской орнаментики
Ключевые слова ■ орнамент, теории орнаментоведения, Готфрид Земпер
В. Ю. Медведев
Сущность и многообразие… проявления художественной и семантической природы cувенира
В статье рассматриваются признаки сувенирной вещи, ее социально-культурное значение, анализируются типология сувени‑ров и критерии их эстетической ценности, выявляется художественная и семантическая стороны их сущности как объектовдизайна или прикладного искусства
Ключевые слова ■ сувенир, культура, типология, художественная и семантическая сущность, дизайн, прикладное ис‑кусство
Е. А . Серова
Эволюция пуговиц в контексте формирования костюма
Рассматривается взаимосвязь эволюции пуговиц с этапами трансформации костюма, прослеживаются стилистические направ‑ления и изучаются технические приемы создания пуговиц
Ключевые слова ■ эволюция пуговиц, филобутонистика, история костюма.
Е. С. Чупрунова
Феномен «художественного» и «эстетического» платья в контексте изобразительного искусства Англии второй половины XIX века
Рассматриваются истоки возникновения и развития феномена «художественного» и «эстетического» платья в контекстеизобразительного искусства Англии второй половины XIX века
Ключевые слова ■ прерафаэлиты, эстетизм, художественное платье, эстетическое платье
ФОТОГРАФИЯ И КИНО
А. Н. Фоменко
Два аллегорических нуара
В статье анализируются два фильма американского режиссера Билли Уайлдера, относящиеся к жанру film noir — «БульварСансет» («Sunset Blvd.», 1950) и «Туз в рукаве» («Ace in the Hole», 1951). В каждом из них автор обнаруживает три уровнязначения (помимо буквального, диегетического) — социально-критический, тематический (психоаналитический) и аллего‑рический. При всех различиях между ними эти два фильма отмечены одной важной особенностью: оба делают предметомкритической рефлексии породившие их культурные и медиальные конвенции
Ключевые слова ■ кино, Билли Уайлдер, film noire, модернизм, аллегория, психоанализ, масс-медиа
ФИЛОЛОГИЧЕСК ИЕ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ . ФОЛЬКЛОР
Е. А . Мироненко
Фольклорно-мифологический контекст анималистических образов в прозе Ч.Т. Айтматова
Статья посвящена исследованию фольклорно-мифологического контекста анималистических образов в прозе ЧингизаАйтматова. Автор систематизирует и анализирует данные образы с учетом их генезиса, приемов авторской трансформациитрадиционного материала, выявляя роль в идейной концепции, сюжете, стилистике отдельных произведений и эволюциив прозе писателя в целом
Ключевые слова ■ миф, фольклор, контекст, образ, мотив
Н. Л . Ермолаева
«Мироприемлющий» юмор И. А. Гончарова
В статье уясняются особенности представлений И. А. Гончарова о юморе, определяются его специфика, способы и приемыиспользования в произведениях писателя
Ключевые слова ■ представления И. А. Гончарова о юморе, эпическое мышление писателя и юмор, юмор как способобщения героев, пародирование, юмор Гончарова и народная культура, юмор А. Н. Островского
И. А . Манкевич
«В воздухе пахло»: ольфакторные тексты в сочинениях А. П. Чехова
Дается толкование понятия ольфакторный текст культуры. Анализируется поэтика ольфакторных текстов в прозе и дра‑матургии А. П. Чехова
Ключевые слова ■ ольфакторные тексты, поэтика культуры, ароматы, запахи, русская литература, литературные комму‑никации, А. П. Чехов
К. Е. Курицева
Приемы конструирования «классического повествования»: особенности поэтики прозы Б. Пильняка 1920‑х годов
Статья посвящена формированию стиля Б. Пильняка, который во многом был модернистски-экспериментаторским и вызывалбурные дискуссии среди современников. Сегодня этот опыт является бесценным подтверждением непростых эстетическихисканий ХХ века, соединивших в себе характерные черты его ведущих традиционных и новаторских направлений
Ключевые слова ■ поэтика, сюжет, монтажность, орнаментализм, композиция, лейтмотив, фабула, стиль, метафора, ху‑дожественный мир, модернизм, реализм
А. В. Длугач
Формирование новой модели путеводителя в зарубежной издательской практике(на примере англоязычных путеводителей по Санкт-Петербургу)
В статье рассматривается формирование новой модели путеводителя на примере серий двух конкурирующих издательств —Lonely Planet и Rough Guides: особенности страноведческой концепции и структура издания, оформление и стиль, диффе‑ренциация целевой аудитории. Делается попытка оценить перспективность такой модели путеводителя для отечественногоиздателя
Ключевые слова ■ международные издательства Lonely Planet и Rough Guides, путеводитель, серия, страноведческаяконцепция
М. О . Гонжарова
Судьба новеллы в шведской литературе: возрождение жанра
В статье на примере творчества Августа Стриндберга, Яльмара Седерберга и современных авторов рассматривается раз‑витие жанра новеллы в Швеции, анализируются социальные причины, по которым новелла стала главенствующим жанромв шведской литературе
Ключевые слова ■ шведская литература, малая проза, новелла, документальность, психологизм
НАШ АРХИВ
А. П. Есипович
Мои учителя и партнеры (Мемуары актрисы)
Публикуются отрывки из воспоминаний актрисы Ленинградского театра им. Пушкина (Александринского) Анны Петровныесипович (1881-1970)
Ключевые слова ■ А. П. Есипович, мемуары актрисы, Александринский театр, портреты выдающихся актеров
ART CRITIQUE. FINE ART
A. Bobrikov
I. Repin’s anthropological naturalism
This text is an excerpt from Alexis Bobrikov's book «Lectures on the history of Russian art XVIII–XIX centuries», which publicationis prepared by the publishing house «UFO». The author analyses the philosophy of Repin’s paintings of the late 1870–1880s, which,as he said, based on bodily, physiological typology associated with the ideas of positivism. In the context of this philosophy humansociety and history are interpreted by analogy with the animal world, in the spirit of the Social darvinism
Key words ■ I. Repin, Russian art, naturalism, corporal, anthropology, mass culture
Peter Burger
Аvant-guard as negation of the autonomy of art (A. Fomenko's translation)
The text is the reduced transfer of head from the book of the known German modern art philosopher and the sociologist Peter Bürger«The avant-guard Theory» (1974). From Burgher’s point of view, the primary goal of historical avant-guard was elimination of anautonomy of art, i. e. art dissolution in vital practice. This problem remained non-realized and as the author adds, it can’t be realizedin the conditions of a bourgeois society where deautonomism arts accepts the false form (a mass fiction, commercial design). Inthese conditions the art autonomy gives unique possibility to occupy a critical distance in relation to a society
Key words ■ Peter Bürger, theory of avant-garde, autonomy of art, praxis of life, neo-avant-garde, mass culture
DESIGN. ARTS AND CRAFTS
N. Ivanov
View on ornament as a part of industrial design
The article is dedicated to Gottfried Semper theory. According to his idea ornament reflects growth of industry
Key words ■ ornament, analysis of ornament, theory of ornament, Gottfried Semper.
V. Medvedev
The essence and various manifestation of artistic and semantic nature of a souvenir
The article deals with the features of a souvenir, its socio-cultural meaning and criteria of aesthetic value. Also in this article thetypology of souvenirs is analised and artistic and semantic sides of their nature taken as the objects of design or applied art arerevealed
Key words ■ souvenir, culture, tipology, artistic and semantic essence, design, applied art.
E. Serova
The evolution of buttons in context of history of costume
The interrelation of evolution of buttons with stages of transformation of a suit is considered, stylistic directions are traced and techniquesof creation of buttons are studied
Key words ■ evolution of buttons, filobutonistique, history of costume
Е. Chuprunova
The phenomenon of «art» and «aesthetic» dress in the context of British artof the second half of XIX century
Sources of occurrence and development of a phenomenon of an «art» and «esthetic» dress in a context of the fine arts of Englandof second half of XIXth century are consided
Key words ■ Pre-Raphaelites, an estheticism, an art dress, an esthetic dress
PHOTOGRAPHY AND CINEMA
A. Fomenko
Two allegorical films noir
Two films of American film director Billy Wilder which are belong to a genre film noir — “ Sunset Blvd.», 1950 and «Ace in theHole», 1951 are analyzed. In each of them the author finds out three levels of value (besides literal, diegetichesky) — socio-critical,thematic (psychoanalytic) and allegorical. At all distinctions between them these two films are marked by one important feature:both films make a subject of a critical reflection by generated cultural and medial conventions
Key words ■ cinema, Billy Wilder, film noire, a modernism, allegory, psychoanalysis, mass media
PHILOLOGICAL SCIENCES . HISTORY AND THEORY OF LITERATURE. FOLKLORE
Е. Mironenko
Тhe folk and mythological context of the animal’s images in Сhingiz Аitmatov's prose
The article is devoted to the images of animals in Chingiz Aitmatov’s prose. The author classifies, analyses these images at thelevel of idea, plot and stile. The folk poetry and mythological roots of the images and its transformations in Aitmatov’s prose wasinvestigated
Key words ■ myth, folklore, context, image, motive
N. Ermolaeva
«World-taking» humor of I. Goncharov
The author depicts peculiarities of I. A. Goncharov’s ideas about humor, determines its specific qualities, ways and methods of itsusage in the writer’s works
Key words ■ I. Goncharov’s ideas about humor, the writer’s epic thinking and humor, humor as the way of communication, parody,Goncharov’s humor and folk culture, A. Ostrovsky’s humor.
I. Mankevich
«Something was smelling in the air»: olfactory texts in A. Chekhov’s works
In the article the author gives an interpretation of the notion «olfactory culture texts» and analyses poetics of olfactory texts inA. Chekhov’s dramatic and prosaic works
Key words ■ olfactory texts, culture poetics, fragrance, smells, literary communication, A. Chekhov.
K. Kuritseva
Creation methods of the «classical narrative»: the poetics features of B. Pilnyak’s prose of 1920th years
The style formation of B. Pilnyak’s literature works is consided. His style was modernist and experimental one and provokedwide-spread criticism among his contemporaries. Nowadays this experience is the invaluable illustration of complicated aestheticsearchings in XXth century united the characteristic features of traditional and innovatory literary schools
Key words ■ poetics, plot, editing, ornamentalism, composition, motif,, metaphor, the art world, modernism, realism.
PUBLISHING AND EDITING
A. Dlugach
Еnglish serial editions on St Petersburg as an example of the contemporary model of a guidebook
The article deals with the forming of the contemporary model of a guidebook as exemplified by two series of rival publishinghouses, Lonely Planet and Rough Guides. It characterises their country-specific concept and structure, their design and style, thesegmentation of the target audience, in an effort to evaluate the productivity of this model for a Russian publisher
Key words ■ Lonely Planet, Rough Guides, guidebook, serial edition, country-specific concept.
M. Gonzharova
Destiny of a short story in Swedish Literature: the revival of the genre
The article examines the evolution of a short story in the works of August Strindberg, Hjalmar Söderberg and modern authors inSweden, analyzes social reasons why the short story became a dominant genre in modern Swedish Literature
Key words ■ the Swedish literature, small prose, a short story, documentary, psychologism.
OUR ARCHIVE
A. P. Esipovich
My teachers and partners. Memoirs of the actress
Before you Anna Esipovich’s memoirs — the actress of Pushkin theater ( Aleksandrinskij) (1881-1970)
Key words ■ A. Esipovich, memoirs of the actress, Aleksandrinskij theatre, portraits of outstanding actors
Бобриков Алексей Алексеевич — канд. искусств.,старший научный сотрудник Российского институтаистории искусств. Е-mail: art@union.nit.spb.su
Гонжарова Мария Олеговна — ассистент кафедры бизнес-технологий Института бизнес-коммуникацийСПГУТД. Е-mail: maria.gonzharova@yandex.ru
Длугач Александра Викторовна — ассистент кафедры английского языка для факультета журналистики, фа‑культета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: yoruno_hotaru@mail.ru
Ермолаева Нина Леонидовна — старший научныйсотрудник кафедры русской словесности и культуро‑логии Ивановского государственного университета.Е-mail: ninaermolaeva1@yandex.ru
Иванов Николай Александрович — канд. искусств.,ст. преподаватель кафедры pекламных технологийИнститута бизнес-коммуникаций СПГУТД. Е-mail:nicolausis@yandex.ru
Курицева Кристина Евгеньевна — аспирантка Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.Е-mail: kekuritseva@mail.ru
Манкевич Ирина Анатольевна — канд. пед. наук,доцент кафедры философии и культурологи Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. E-mail: iamankevich@yandex.ru
Медведев Всеволод Юрьевич — канд. искусств.,доцент кафедры истории и теории искусств СПГУТД.Е-mail: kiti@mail.ru
Мироненко Елена Анатольевна — канд. филол.наук, доцент кафедры литературы и русского языкаКемеровского государственного университета культурыи искусств. Е-mail: mir24elena@yandex.ru
Серова Екатерина Алексеевна — аспирантка ка‑федры истории и теории искусств СПГУТД. E-mail:eightx@bk.ru
Спирина Светлана Юрьевна — главный специалистлитературного отдела Российского государствен‑ного театра драмы им. А. С. Пушкина. Е-mail: lit@alexandrinsky.ru
Фоменко Андрей Николаевич — д-р искусств.,доцент кафедры рекламных технологий Институтабизнес-коммуникаций СПГУТД. Е-mail: racoonracoon@mail.ru
Чупрунова Екатерина Сергеевна — аспиранткакафедры истории и теории искусств СПГУТД. E-mail:chuprunova.ek@gmail.com