Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология /
№ 2, 2012 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

М. В. Бирюкова
Выставочная деятельность Харальда Зеемана в контексте его теорий «музея обсессий»
и «индивидуальных мифологий»

Д. А. Ермин
Объективная возможность универсализации классификации военной формы одежды

С. Б. Никонова
Границы эстетики в современном мире

А. М. Сидоров
Фрагмент и бесформенное: «возвращение реального» в современной философии искусства

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

Е. Ю. Лобанов
Дизайн среды: технократический и органический аспекты

Н. И. Натус
Анализ практики применения шрифтовой рекламы в градостроительной среде Санкт-Петербурга

Т. И. Цехмистер
Проект «жилой интерьер»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. И. Черняев, С. Ю. Пименов
Изучение шрифтового искусства в образовании дизайнеров

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

А. В. Мельникова
Художественное своеобразие «охотничьего нарратива» в русской литературе второй половины XIX — первой трети XX века

Э. К. Александрова
«Гоголевское» в романе Гайто Газданова «История одного путешествия» (статья ii)

А. А. Белобородова
Воплощение авторского мифа об Африке в кольцевой композиции книги Н. Гумилева «Шатер»

А. Ахмади
Образ Арлекина в культурологическом контексте пьесы Е. Г. Гуро «Нищий Арлекин»

О. Ю. Максимова
Колористическая символика одежды в романе Сервантеса «Дон Кихот»

РЕЦЕНЗИИ

И. А. Богомолова
Интерпретация романа ф. м. достоевского «Братья Карамазовы» в балетном либретто Б. Эйфмана

Cведения об авторах

Информация для авторов

Table of contents

Table of contents

Vestnik № 2. 2012. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE. FINE ART

M. Biryukova
Harald Szeemann’s exhibition activity in a context of its theories of «a museum of obsessiya»
and «individual mythologies»

D. Ermin
Objective possibility of military uniform classification universalization

S. Nikonova
The Boundaries of Aesthetics in the Modern World

A. Sidorov
Fragment and shapeless, «return of the real» in modern philosophy of art

HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE

E. Lobanov
Design environment: technocratic and organic aspects

N. Natus
Research of questions of new technological decisions application for the outdoor advertising

T. Tsekhmister
Project «residential interior»

ART EDUCATION

V. Chernyaev, S. Pimenov
Importance of «Type» discipline in wide design education

PHILOLOGICAL SCIENCES. HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

A. Melnikova
Artistic originality of «hunting narrative» in Russian literature in second half of 19 — first third of 20 centuries

E. Alexandrova
Gogol’s features in the novel «The History of a Journey» by Gaito Gazdanov

A. Beloborodova
Embodiment of an author’s myth about Africa in a circular composition of the Gumilev’s volume «Shater»

A. Akhmadi
The image of Harlequin in the culturological context of play of E. G. Guro «The beggar Harlequin»

O. Maksimova
The Color Symbolism of the Clothes in the Novel «Don Quixote» by Cervantes

REVIEWS

I. Bogomolova
Interpretation of F. M. Dostoevsky's novel «The brothers Кaramazov» in B. Eifman's libretto

Аннотации и ключевые слова

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

М. В. Бирюкова
Выставочная деятельность Харальда Зеемана в контексте его теорий «музея обсессий»
и «индивидуальных мифологий»

Статья посвящена рассмотрению практической деятельности и искусствоведческих теорий крупнейшего выставочного куратора ХХ века Харальда Зеемана. Выставочные проекты Х. Зеемана рассматриваются в связи с его основными теориями: «индивидуальных мифологий» и «музея обсессий» ■
Ключевые слова ■ выставка, искусство ХХ века, куратор, Харальд Зееман.

Д. А. Ермин
Объективная возможность универсализации классификации военной формы одежды

Универсализация классификации подразумевает выработку единых принципов классификации военной формы одежды и вариантов ее представления. В качестве базовой классификации военной формы одежды использованы результаты работы В. К. Шенка ■
Ключевые слова ■ классификация, военная форма одежды, дизайн-программа

С. Б. Никонова
Границы эстетики в современном мире

Обосновывается актуальность проблемы определения границ эстетики, рассматриваются варианты подхода к определению эстетики как философской дисциплины, анализируется специфика новоевропейской эстетической традиции и основания выделения эстетики в отдельную сферу исследования в XVIII в. Показывается, что при продолжении процесса эстетизации, зародившегося вместе с эстетикой, неизбежным оказывается размывание границ эстетики в современном мире ■
Ключевые слова ■ эстетика, новоевропейская эстетическая традиция, субъективизм, эстетизация, современная культура, границы эстетики

А. М. Сидоров
Фрагмент и бесформенное: «возвращение реального» в современной философии искусства

Статья посвящена одной из тенденций в современной философии искусства и арт-практике, критической по отношению к уже устоявшемуся постмодернистскому образу мира как игры знаков, текстуальности, виртуальности, симуляции, лишенной субстанциальной реальности. Некоторые теоретики и художники разрабатывают стратегии «возвращения реального»,
вытесненного знаками и медиа-образами. Особое внимание уделяется концептам «фрагментарности» и «бесформенного» как примерам таких стратегий в литературной теории и практике и в визуальных искусствах ■
Ключевые слова ■ философия искусства, эстетика, романтизм, литература, визуальные искусства, реальное, фрагмент, бесформенное

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

Е. Ю. Лобанов
Дизайн среды: технократический и органический аспекты

В статье рассматриваются два подхода к организации жизненного пространства: органический и технократический; проводятся параллели между основными типами человеческого мышления (на материале философских трудов А. Шопенгауэра и В. С. Соловьева) и различными течениями в архитектуре модернизма; отмечается тенденция к синтезу органического
и технократического подходов в современном дизайне среды ■
Ключевые слова ■ дизайн среды, модернизм, органическая архитектура, типовая архитектура.

Н. И. Натус
Анализ практики применения шрифтовой рекламы в градостроительной среде Санкт-Петербурга

В настоящей статье проанализированы особенности взаимодействия графических визуальных коммуникаций в городской среде с учетом современных информационных технологий. Рассмотрены основные направления в создании и применении шрифтов, применяемых в наружной рекламе, и вывод о их соотнесенности с архитектурно-градостроительной средой
Санкт-Петербурга. Определены закономерности композиционного включения надписей, текстов в архитектуру зданий и информационно-коммуникативную среду городского пространства ■
Ключевые слова ■ Рекламная шрифтовая графика, выразительность шрифтовой композиции, шрифтовые технологии,текстово-знаковая информация

Т. И. Цехмистер
Проект «жилой интерьер»

В статье рассмотрены примеры современного жилого интерьера как явление российского и западного дизайна, охарактеризованы пластические и художественные особенности жилой среды. Цель работы состоит в сравнении сущности жилого интерьера в западных странах и России, в определении специфических особенностей его формирования ■
Ключевые слова ■ жилой интерьер, проектирование, российская модель интерьера

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В. И. Черняев, С. Ю. Пименов
Изучение шрифтового искусства в образовании дизайнеров

В статье рассматривается значение дисциплины «Шрифт» в образовании дизайнеров, занимающихся предметным творчеством ■
Ключевые слова ■ шрифт, проектирование, графический дизайн, искусство, художественное творчество, культура, рукописный шрифт.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

А. В. Мельникова
Художественное своеобразие «охотничьего нарратива» в русской литературе второй половины XIX — первой трети XX века

Статья посвящена рассмотрению особенностей «охотничьего нарратива» в русской литературе второй половины XIX —первой трети XX в., изучению динамики развития, жанровых и стилевых особенностей охотничьего рассказа. Объект анализа — произведения С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Ф. А. Арсеньева, Е. Э. Дриянского, Д. Н. Мамина-Сибиряка (XIX в.), А. И. Куприна, И. А. Бунина, А. П. Чапыгина, М. М. Пришвина, А. Н. Толстого (XX в.). Привлечен литературный контекст, связанный с развитием охотничьей темы в так называемой массовой литературе, а также с практически-прикладными функциями охотничьих нарративов. Итогом работы является выявление типологии, отражающей особенности рассматриваемых нарративов ■
Ключевые слова ■ тема охоты, русская литература XIX–XX вв., нарратив, типология произведений об охоте

Э. К. Александрова
«Гоголевское» в романе Гайто Газданова «История одного путешествия» (статья ii)

Статья посвящена выявлению гоголевского интертекста в романе Гайто Газданова «История одного путешествия» (1934–1935).Сопоставительный анализ образа второстепенного героя Сережи Свистунова и воспоминаний современников о Гоголе позволил говорить о том, что в первом криптопародийно отражен образ самого писателя, сложившийся в мемуарной литературе
(сближающими чертами стали: отношение к еде, стремление поучать, нравственно воздействовать, увлечение Италией) ■
Ключевые слова ■ Газданов, Гоголь, «История одного путешествия», Свистунов, воспоминания, еда, учительство, Италия.

А. А. Белобородова
Воплощение авторского мифа об Африке в кольцевой композиции книги Н. Гумилева «Шатер»

Статья содержит подробный анализ композиции малоизученной книги Н. Гумилева «Шатер». Кольцевая структура книги (вступительный и заключительный тексты) напрямую связана с ее содержанием — поиском истоков поэзии и творчества. Наличие внутреннего сюжета — показать Африку родиной поэзии и магии, а также плотность внутреннего ассоциативного контекста
позволяют считать «Шатер» репрезентативной книгой поэта в плане воссоздания авторской концепции искусства. Автор приходит к выводу, что в кольцевой композиции книги «Шатер» воплощаются идеи сакральной географии поэта ■
Ключевые слова ■ Н. Гумилев, поэтическая книга, семантика, композиция, целостность.

А. Ахмади
Образ Арлекина в культурологическом контексте пьесы Е. Г. Гуро «Нищий Арлекин»

В статье исследуется оригинальность пьесы Е. Г. Гуро «Нищий Арлекин» (1909). Герой пьесы — Арлекин с явными чертами Пьеро: таким образом, конфликт между известными антагонистами комедии дель арте становится не внешним, а представлен внутри одного персонажа. Арлекин выходит из своего балаганного мира и не вполне воплощается в реальности. Интересны переклички с Гете и Ницше ■
Ключевые слова ■ комедия дель арте, балаган, культурология, русская литература Серебряного века

О. Ю. Максимова
Колористическая символика одежды в романе Сервантеса «Дон Кихот»

В статье рассматриваются примеры употребления Сервантесом зеленого цвета в одежде героев романа «Дон Кихот» (Диего де Миранда, Дон Кихот, Герцогиня, Санчо Панса) в контексте испанского быта конца XVI — начала XVII веков, а также в более общем культурном освещении. Так, цветовой контраст «зеленый − красный» (Дон Кихот сопоставлен с Рыцарем
Зеленого Плаща) позволяет автору высказать предположение о библейской аллюзии на багряницу Христовых одеяний в одной из ключевых сцен романа — сцене появления Дон Кихота при герцогском дворе. В статье учтены все высказанные в последние тридцать лет значимые соображения сервантистов по поводу подробно данных Сервантесом описаний одежды
в мировоззренчески важной сцене с Диего де Мирандой (II, 17–18) ■
Ключевые слова ■ Испанская литература; Сервантес; Дон Кихот; цветообозначение; зеленый цвет; история костюма.

РЕЦЕНЗИИ

И. А. Богомолова
Интерпретация романа ф. м. достоевского «Братья Карамазовы» в балетном либретто Б. Эйфмана

Статья посвящена вопросу интерпретации романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского языком невербального вида искусства — балета. Предметом рассмотрения является понимание Б. Эйфманом романа. В связи с этим рассматриваются особенности работы балетмейстера с текстом литературного произведения при составлении либретто.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман «Братья Карамазовы», Б. Эйфман, либретто, интерпретация, карамазовщина, страх

Annatation and key words

ART CRITIQUE. FINE ART

M. Biryukova
Harald Szeemann’s exhibition activity in a context of its theories of «a museum of obsessiya»
and «individual mythologies»

The article is dedicated to analisys of practical activity and art-historical theories of the famous exhibition curator of the XXth century Harald Szeemann. Exhibition projects of H. Szeemann are concidered in their connection with his main theories «individual mythologies» and «museum of obsessions» ■
Key words ■ exhibition, art of the XXth century, curator, Harald Szeemann

D. Ermin
Objective possibility of military uniform classification universalization

The classification universalization means development of the military uniform classification unified principles and variants of its representation. As base classification for the military uniform results of V. K. Shenk scientific work are used ■
Key words ■ classification, military uniform, design-program

S. Nikonova
The Boundaries of Aesthetics in the Modern World

The article points to actuality of the problem of determining the boundaries of aesthetics. Different approaches to the definition of aesthetics as a philosophical discipline are described. The specifics of modern European aesthetic tradition and the grounds of formation of aesthetics as an independent discipline in the XVIII century are analyzed. It is shown that the process of aestheticisation,
which originated with the aesthetics, inevitably moves to blurring of the boundaries of aesthetics in the modern world ■
Key words ■ aesthetics, modern European aesthetic tradition, subjectivism, aesthetisation, modern culture, the boundaries of aesthetics

A. Sidorov
Fragment and shapeless, «return of the real» in modern philosophy of art

The article is devoted to one of the trends in contemporary philosophy of art and art practice, critical towards the established postmodern image of the world as a game of signs, textuality, virtuality, simulation, devoided of substantial reality. Some theorists and artists develop strategies of «return of the real», displaced by signs and media images. Particular attention is paid to concepts of
«fragment» and «formless» as examples of such strategies in literary theory and practice and in visual arts ■
Key words ■ philosophy of art, aesthetics, romanticism, literature, visual arts, real, fragment, formless.

HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE

E. Lobanov
Design environment: technocratic and organic aspects

Two approaches to the organization of living space: organic and technocratic is considered; parallels between the major types of human thought (based on the philosophical works of Schopenhauer, and V. Solov’ev), and various currents of modernism in architecture, there is a tendency to the synthesis of organic and technocratic approaches to contemporary design environment ■
Key words ■ environmental design, modernism, organic architecture, typical architecture

N. Natus
Research of questions of new technological decisions application for the outdoor advertising

In the article features of interaction of graphic visual communications in the city taking into account modern information technologies are analyses. The basic directions in creation and application of fonts applied in the outdoor advertising and a conclusion about their correlation to the architecturally-town-planning of St.‑Petersburg are considered. Laws of composite inclusion of inscriptions, texts in architecture of buildings and the information-communicative field of city space are defined ■
Key words ■ the аdvertising font drawing, expressiveness of a font composition, font technologies, the text-sign information.

T. Tsekhmister
Project «residential interior»

Еxamples of modern residential interior projects as a phenomenon of Russian and Western design, characterized by plastic forms and artistic features of the residential environment аre considerеd. The purpose of the work is to compare the nature of residential interior design in Western countries and Russia, in determining the specific features of its formation ■
Key words ■ residential interior, design, Russian model of the interior design

ART EDUCATION

V. Chernyaev, S. Pimenov
Importance of «Type» discipline in wide design education

The importance of discipline «Font» in designers education involved in creative subject is discussed ■
Key words ■ type, designing, graphic design, art, culture, handwritten types.

PHILOLOGICAL SCIENCES. HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

A. Melnikova
Artistic originality of «hunting narrative» in Russian literature in second half of 19 — first third of 20 centuries

The article is devoted to review of features of «hunting narrative» in Russian literature in second half of 19 — first third of 20 centuries, studying of development’s dynamics, genre and stylistic features of hunting stories. Object of analyses are works of S. T. Aksakov, I. S. Turgenev, F. A. Arsenyev, E. E. Dryansky, D. N. Mamin-Sibiryak (19th century) A. I. Kuprin, I. A. Bunin, A. P. Chapygin,
M. M. Prishvin, A. N. Tolstoy (20th century). Attracted literary context is associated with the development of hunting theme in the so-called mass literature, as well as with a practical applied functions of hunting narratives. The result of work is the identification of the typology, which reflects features of considered narratives ■
Key words ■ hunting theme, hunting, Russian literature of nineteenth-twentieth centuries, narrative, typology of works about hunting

E. Alexandrova
Gogol’s features in the novel «The History of a Journey» by Gaito Gazdanov

The autor presents an analysis of the Gogol’s intertext in the novel «The History of a Journey» (1934–1935) by Gaito Gazdanov (Russian immigrant writer of the junior generation). A comparative analysis of the secondary character Serjoza Svistunov and the memoirs of Nikolai Gogol by his contemporaries show reflection of the Gogol’s features in this character ■
Key words ■ Gazdanov, Gogol, «The History of a Journey», Svistunov, memoirs, food, teaching, Italy.

A. Beloborodova
Embodiment of an author’s myth about Africa in a circular composition of the Gumilev’s volume «Shater»

The article contains the detailed analysis of a composition Gumilev’s volume «Shater» one of the least studied works in the heritage of the poet. The circular structure of the book (introductory and final texts) is directly related to its content — search of sources of poetry and creativity.
The presence of an artistic theme — to show Africa the poetry and magic native land, as well as the density of the interior associative context allows to enter «Shater»” as the representative book of the poet in respect of a reconstruction of the author’s concept of art. The author comes to a conclusion that ideas of sacral geography of the poet are embodied in a circul composition Gumilev’s volume «Shater» ■
Key words ■ N. Gumilev, poetry volume, semantic, composition, completeness.

A. Akhmadi
The Color Symbolism of the Clothes in the Novel «Don Quixote» by Cervantes

In this article we are investigating the originality of the play of E. G. Guro «The beggar Harlequin». The hero of the play is Harlequin with obvious traits of Pierrot: thus, the struggle between the well known antagonists of Commedia dell’arte becomes internal, it is shown within a character. Harlequin leaves the world of Balagan, but he isn’t completely embodied in reality. There are, also, some
connections in the play with Goethe and Nietzsche ■
Key words ■ Commedia dell’arte, balagan, culturology, Silver age of Russian literature.

O. Maksimova
The Color Symbolism of the Clothes in the Novel «Don Quixote» by Cervantes

The article deals with the examples of the use of the green as a color of the clothes of characters of the novel «Don Quixote» by Cervantes (Diego de Miranda, Don Quixote, the Duchess, Sancho Panza) in the context of the life of Spain of the end of XVI — the beginning of the XVII century as well as in a more general cultural light. This way a color contrast «green — red» (Don Quixote is compared to the Knight of the Green Gaban) allows the author to state a supposition about a biblical allusion to the purple of Christ’s garment in one of the key scenes of the novel — the appearance of Don Quixote in the ducal court. All of the significant considerations expressed by the cervantists in the past thirty years about the description of the clothes, given minutely by Cervantes in an important world view scene with Diego de Miranda (II, 17–18), are recorded in the article ■
Key words ■ Spanish literature; Cervantes; Don Quixote; color sign; green color; history of suits.

REVIEWS

I. Bogomolova
Interpretation of F. M. Dostoevsky's novel «The brothers Кaramazov» in B. Eifman's libretto

The article is dedicated to the interpretation of F. M. Dostoevsky’s novel «The Brothers Karamazov» through the language of ballet —a nonverbal mode of art. Eifman’s understanding of the novel and peculiarities of his work with the text are considered.
Key words: F. M. Dostoevsky, the novel «The Brothers Karamazov», B. Eifman, libretto, interpretation, «karamazovshchina»,fear