Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /
№ 3, 2012 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки.Специальный выпуск
«Статус незавершенного в литературной практике ХХ века»


Содержание

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Н. Ю. Грякалова
От редактора-составителя

В. Н. Быстров
Незавершенные тексты в рамках творческого процесса (На материале стихотворных фрагментов Александра Блока)

Н. В. Лощинская
Формирование корпуса незаконченных стихотворных текстов в составе академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока (заметки к теме)

Е. В. Иванова
Наброски неоконченной пьесы Александра Блока о Христе

О. Н. Кулишкина
Русский афоризм начала ХХ века: становление жанра

Л. В. Лукьянова
Несостоявшийся замысел А. П. Чехова «История полового авторитета»

Г. В. Петрова
«Театр Еврипида» Иннокентия Анненского: проблема завершенности замысла

С. Д. Титаренко
Автоматические записи Вячеслава Иванова: проблема понимания и интерпретации

Н. Кромм (Германия)
Самоцитатность и интертекст как элементы концепции незавершенности в творчестве Бориса Пильняка

М. А. Черняк
Авантюрный роман 1920‑х гг. как незавершенный литературный проект

Е. И. Колесникова
Отрывок «Македонский офицер» А. Платонова. Незавершенный роман или политический памфлет?

М. Рубинс
Литература без эпилога. O прозе русского зарубежья 1930‑х гг

Ю. Б. Орлицкий
Ритмические поиски и ошибки «соавторов» незавершенных произведений А. С. Пушкина

М. Маурицио (Италия)
Незавершенное как Законченное и Окончательное в поэме Игоря Холина «Умер Земной Шар»

Cведения об авторах

Информация для авторов

Table of contents

Table of contents

Vestnik № 3. 2012. Series 2. Art critique. Philological sciences

PHILOLOGICAL SCIENCES
HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

N. Gryakalova
Foreword of compiling editor

V. Bystrov
Unfinished texts as part of the creative process (based on the fragments of Alexander Blok’s verses)

N. Loschinskaya
Formation of case of unfinished verse text as part of A. A. Blok academic complete works and letters (Notes to the topic)

E. Ivanova
Outlines of Alexander Blok’s unfinished play dedicated to Christ (Notes to the topic)

O. Kulishkina
The russian aphorism of the beginning of the XXth century: the emergence of the genre

L. Lukianova
An Unfulfilled Conception of Anton Chekhov’s «The History of Gender Authority»

G. Petrova
Innocentiy Annenskiy’s «Theater of Euripides»: the problem of plan completion

S. Titarenko
The problem of comprehension and interpretation of Vyacheslav Ivanov’s automatic writings

N. Kromm
Self-quotation and intertext as the elements of incompleteness concept in Boris Pilnyak’s works

M. Chernyak
The Adventure story of 1920- years as an incomplete literary project

E. Kolesnikova
«The Macedonian Officer» — an unfinished novel or a political pamphlet?

Maria Rubins
Literature without an epilogue: Russian émigré prose of the 1930s

Yu. Orlitskiy
Rhythmical searches and mistakes of Pushkin`s unfinished works «co-authors»

Massimo Maurizio
Concept of unfinished as Realisation and Completion in Igor’ Kholin’s poem «The Earth is dead»

Аннотации и ключевые слова

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Н. Ю. Грякалова
От редактора-составителя

В. Н. Быстров
Незавершенные тексты в рамках творческого процесса (На материале стихотворных фрагментов Александра Блока)

В статье называется несколько причин незаконченности произведений А. Блока: неудовлетворенность автора художественным результатом, изменение замысла, изменение мировоззрения. Автор приходит к выводу: нельзя включать незавершенные отрывки в публикуемые тексты, если на то нет прямого авторского волеизъявления; корректнее группировать черновые наброски ■
Ключевые слова ■ А. Блок, незавершенные отрывки, публикуемые тексты, черновые наброски, авторское волеизъявление

Н. В. Лощинская
Формирование корпуса незаконченных стихотворных текстов в составе академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока (заметки к теме)

Неоконченные отрывки стихотворений Блока демонстрируют вариативность замыслов. Вследствие этого становится очевидной условность «реестра» незаконченного в стихотворном наследии Блока как по количеству отрывков, так и по их названиям. В статье приводятся примеры из беловых тетрадей Блока и его записных книжек, что, по мнению автора, дает
возможность соединять и разъединять незаконченные стихотворные тексты в различных сочетаниях ■
Ключевые слова ■ текстология, поэзия А. Блока, стихотворение, рукопись, отрывок, черновик, записные книжки, дневники.

Е. В. Иванова
Наброски неоконченной пьесы Александра Блока о Христе

В статье речь идет о незавершенной пьесе об Иисусе Христе, замысел которой возник у Блока незадолго до создания поэмы «Двенадцать» в январе 1918 г. ■
Ключевые слова ■ творчество А. Блока, драматургия А. Блока, поэма «Двенадцать», христианство, Э. Ренан

О. Н. Кулишкина
Русский афоризм начала ХХ века: становление жанра

В статье рассматривается эволюция жанровой судьбы русского афоризма в начале ХХ веков. ■
Ключевые слова ■ афоризм, жанр, русская литература начала XX века.

Л. В. Лукьянова
Несостоявшийся замысел А. П. Чехова «История полового авторитета»

Статья посвящена одному из нереализованных научных замыслов А. П. Чехова «Истории полового авторитета». Малоизвестный факт биографии писателя рассматривается как в контексте полемики по «женскому вопросу» второй половины ХIХ века, так и в связи с собственно художественным творчеством Чехова 1880–1890‑х гг. Анализируются объективные
причины, препятствующие завершению задуманной работы.
Ключевые слова: нереализованный замысел, научная работа, «женский вопрос», полемика, естественнонаучный подход, художественное творчество

Г. В. Петрова
«Театр Еврипида» Иннокентия Анненского: проблема завершенности замысла

В статье речь идет об одном формально незавершенном в научном и переводческом смысле проекте Иннокентия Анненского — издании полного комментирования собрания переводов трагедий Еврипида. При этом рассмотрение «Театра Еврипида» (1906) с эстетической точки зрения, предпринятой в статье, позволяет судить об этом издании как о законченном
и целостном литературно-критическом явлении начала ХХ века ■
Ключевые слова ■ литературный процесс, творческая биография, традиция, художественное сознание

С. Д. Титаренко
Автоматические записи Вячеслава Иванова: проблема понимания и интерпретации

Статья посвящена проблеме исследования художественного мира поэта и теоретика русского символизма Вячеслава Иванова в мифопоэтическом аспекте. Главная задача — изучение автоматических текстов в творчестве поэта. На основе нового
материала раскрывается сложная проблема творчества Вячеслава Иванова, для которого автоматические записи являются архетипическими формами художественного мышления ■
Ключевые слова ■ архетип, мифопоэтика, автоматические записи

Н. Кромм (Германия)
Самоцитатность и интертекст как элементы концепции незавершенности в творчестве Бориса Пильняка

Статья посвящена феномену самоцитатности и интертекстуальной системы в прозе Бориса Пильняка. Этот прием «литературного ресайклинга» создает многообразные формы взаимоотношений между текстами, и таким образом сам текст выполняет функцию коллективной памяти ■
Ключевые слова ■ самоцитатность, интертекст, «литературный ресайклинг», цитатное многоголосие

М. А. Черняк
Авантюрный роман 1920‑х гг. как незавершенный литературный проект

В статье рассматривается феномен авантюрного романа 1920‑х гг. как своеобразного незавершенного литературного проекта, прерванного по идеологическим причинам в середине 1920‑х гг. ■
Ключевые слова ■ авантюрный роман, литературный проект, жанровые поиски, литературная группа

Е. И. Колесникова
Отрывок «Македонский офицер» А. Платонова. Незавершенный роман или политический памфлет?

В статье предполагается, что отрывок незавершенного романа «Македонский офицер» мог быть особой формой протеста А. Платонова против деспотии. В этом случае произведение имеет завершенный характер и его жанр определяется как политический памфлет ■
Ключевые слова ■ фрагмент, рукопись, А. Платонов, александрийский топос.

М. Рубинс
Литература без эпилога. O прозе русского зарубежья 1930‑х гг

В статье рассматривается категория незавершенного в историко-эстетическом контексте парижской эмиграции 1930‑х гг. Как ни парадоксально, в это десятилетие на фоне культурного расцвета диаспоры, все чаще проявляются признаки конца литературной эпохи. Кризис был вызван не имманентными, эстетическими, а внешними причинами, связанными с политико-экономической ситуацией в Западной Европе в целом, и выразился в постепенном закрытии издательств и периодических изданий, незавершенных публикациях, недовоплощенных групповых проектах, резком сокращении читательской аудитории. Кроме того, в статье уделяется внимание незавершенному как литературной стратегии, распространенной в прозе пред-
военного десятилетия. В произведениях писателей, принадлежавших к «молодому» поколению, наблюдается своего рода игра в незаконченное под влиянием ассимилированных ими приемов французского дадаизма и сюрреализма. Создание коллажей, включение в повествование отрывков из гетерогенных текстов, намеренные купюры, семантические провалы, оборванные на полуслове фразы способствовали, по представлениям авангардистов, свободе интерпретации, раскрепощению воображения и превращению читателя в соавторы. С другой стороны, русские писатели тяготели к поэтике назавершенного и в связи с популярностью в эмигрантской среде жанра «человеческого документа». Приверженцы документального начала в искусстве декларативно отрицали литературные конвенции, предпочитая воспроизводить срез действительности, выхваченный из жизненного потока и не облеченный в законченную художественную форму. Эти причины способствовали превращению категории незавершенного в доминирующий принцип в литературе русского зарубежья 1930‑х гг. ■
Ключевые слова ■ диаспора, эмигрантская литература, Первая волна, дадаизм, сюрреализм, человеческий документ

Ю. Б. Орлицкий
Ритмические поиски и ошибки «соавторов» незавершенных произведений А. С. Пушкина

В статье рассматриваются особенности ритмической организации поздних дописываний произведения А. С. Пушкина, принадлежащих к различным литературным родам: лирическому, эпическому и драматическому — разными писателями ■
Ключевые слова ■ дописывание, незавершенность, ритм.

М. Маурицио (Италия)
Незавершенное как Законченное и Окончательное в поэме Игоря Холина «Умер Земной Шар»

В данной статье на примере «конкретной поэзии» И. Холина (1920–1999) рассматривается форма незавершенность, как сознательный прием, нацеленный на выявление подтекстов и добавочных, невербальных смыслов. Для этого Холин применяет разные писательские стратегии, такие как цикличность стихотворения, пустотные тексты и др. декларативные по отношению к невозможности полноценного поэтического высказывания и высказывания, как такового, если не с помощью намеков и недосказанности. В этом ключе роль читателя активизируется и является необходимым для «правильной» интерпретации текста, а также для выявления его философской и экзистенциальной составляющих ■
Ключевые слова ■ Игорь Холин, конкретная поэзия, незавершенность, невербальность, подтекст, пустотный текст, недосказанность.

Annatation and key words

PHILOLOGICAL SCIENCES
HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

N. Gryakalova
Foreword of compiling editor

V. Bystrov
Unfinished texts as part of the creative process (based on the fragments of Alexander Blok’s verses)

Several reasons of incompleteness of Alexander Blok’s works: dissatisfaction with the artistic result, design changes, author’s outlook change are considered. Author substantiates the idea of prohibition including incomplete passages in published texts, unless a direct author’s wishes of correctly classifying drafts.
Key words ■ A. Blok, unfinished works, unfinished passages, published texts, author» wishes.

N. Loschinskaya
Formation of case of unfinished verse text as part of A. A. Blok academic complete works and letters (Notes to the topic)

Unfinished pieces Blok’s poems exhibit variability of conceptions and it becomes apparent arbitrariness of «registry» in the Blok’s unfinished poems heritage as the number of passages, and in their titles. Examples of his stationery notebooks, According the author’s
opinion, examples of Blok’s stationery notebooks and notes gives the possibility connecting and disconnecting unfinished poetic texts in various combinations ■
Key words ■ textual criticism, the poetry of Blok’s poem, manuscript excerpt, draft, notebooks, diaries

E. Ivanova
Outlines of Alexander Blok’s unfinished play dedicated to Christ (Notes to the topic)

Unfinished play about Jesus Christ is considered in the article. A. Blok had the idea of this poem shortly before the creation of the poem «Twelve» in January 1918 ■
Key words ■ Blok’s creativity, Blok’s drama, Blok’s poem «Twelve», Christianity, E. Renan.

O. Kulishkina
The russian aphorism of the beginning of the XXth century: the emergence of the genre

The article deals with evolution of the russian aphorism genre of the beginning of the XXth century ■
Key words ■ aphorism, genre, Russian literature of the beginning of the 20th century

L. Lukianova
An Unfulfilled Conception of Anton Chekhov’s «The History of Gender Authority»

This article is dedicated to one of Chekhov’s unfulfilled academic conceptions «The History of Gender Authority». This little known fact from the writer’s biography is considered in the light of debates about «the feminist issue» in the second half of the nineteenth century, as well as being reviewed in connection with Chekhov’s creative works of the 1880-1890s. The article considers objective
reasons as to why this work was not completed.
Key words: unfulfilled conception, academic work, «the feminist issue», debates, natural scientific approach, literature.

G. Petrova
Innocentiy Annenskiy’s «Theater of Euripides»: the problem of plan completion

In this paper, we are talking about a formal unfinished in the scientific sense, and the translation of Innocentiy Annenskiy project — the publication of the full commenting collection of translations of Euripides’ tragedies. In consideration of the «Theater of Euripides’” (1906), from an aesthetic point of view, undertaken in the article, gives an indication of this publication as a complete and holistic literary-critical phenomenon of the early twentieth century ■
Key words ■ literary process, creative biography, tradition and artistic consciousness

S. Titarenko
The problem of comprehension and interpretation of Vyacheslav Ivanov’s automatic writings

The article is a research of mythopoetic aspect of the artistic world of Vyacheslav Ivanov, the poet and theorist of Russian Symbolism. The major task is the study of automatic writing in poet’s works. On the basis of new material a complicated issue of Vyacheslav Ivanov’s creative work is disclosed: automatic writings are the archetypical forms of his artistic thinking ■
Key words ■ archetype, mythopoetics, automatic writings

N. Kromm
Self-quotation and intertext as the elements of incompleteness concept in Boris Pilnyak’s works

The article is devoted to the phenomenon of self-quotation and intertextuality in the work of Boris Pilnyak. This method of «literary recycling» opens up a variety of intertextual references between Pilnyaks own texts, and therefore the literary text itself is functioning as a form of collective memory ■
Key words ■ self-quotation, intertextuality, «literary recycling», labyrinth of references and layers of meaning.

M. Chernyak
The Adventure story of 1920- years as an incomplete literary project

In the article is examined the phenomenon of adventure story of 1920th as the original uncompleted literary project, interrupted on ideological reasons in the middle of 1920th ■
Key words ■ adventure story, literary project, genre searches, literary group.

E. Kolesnikova
«The Macedonian Officer» — an unfinished novel or a political pamphlet?

The author assumes that the passage of unfinished novel «Macedonian Officer» could be a particular form of A. Platonov’s protest against the tyranny. In this case, the product has a complete character and genre will be defined as a political pamphlet ■
Key words: fragment, manuscript, Andrey Platonov, the Alexandria motive.

Maria Rubins
Literature without an epilogue: Russian émigré prose of the 1930s

The article addresses the concept of non-finito in the historical and aesthetic context of 1930s Russian Paris. Against the backdrop of cultural flowering in the diaspora, signs began paradoxically to appear indicating that the entire literary epoch was drawing to a close. This crisis was not caused by internal, aesthetic conditions but by external ones, related to the political and economic situation in Western Europe as a whole. It entailed a gradual closure of publishing houses and periodicals, unfinished publications, unrealized group projects and the drastic reduction of the reading audience. Furthermore, the article treats the non-finito as a literary strategy, current during the pre-war decade. The works of the writers who constituted the «younger» generation playfully engage with the non-finito under the influence of the assimilated poetic devices of Dada and surrealism. Collages, interpolated excerpts from heterogeneous texts, intentional lacunae, semantic gaps, unfinished phrases, contributed, according to the avant-garde artists, to freedom of interpretation, unleashing of the imagination and the transformation of a reader into a co-author. In addition, Russian writers favored the poetics of non-finito because of the popularity among émigrés of the «human document.» Practitioners of the
documentary genre in art openly rejected literary conventions and preferred to reproduce a slice of reality, lifted from the flow of life and not cast in finished form. For all of the above reasons, the category of non-finito emerged as a dominant principle in Russian émigré literature of the 1930s. ■
Key words ■ diaspora, émigré literature, the First Wave, Dada, surrealism, human document

Yu. Orlitskiy
Rhythmical searches and mistakes of Pushkin`s unfinished works «co-authors»

The features of rhythmic organization of the late finishings writing of work of A. S Pushkin, belongings to different literary births: to lyric, epic and dramatic — by different writers are examined ■
Key words ■ finishing writing, uncompleteness, rhythm

Massimo Maurizio
Concept of unfinished as Realisation and Completion in Igor’ Kholin’s poem «The Earth is dead»

Considering I. Kholin’s «concrete» poems (1920-1999), this article focuses on «unfinished» form, as a conscious poetical device, fit for revealing the subtexts and the additional, non-verbal message of the poems themselves. Kholin uses different writing strategies, such as cyclical structure, empty texts and others. They play the role of declaration of the impossibility of full poetical communication and of communication as such, without relying on allusions and suspense. In this sense, reader’s role activates and becomes essential for the «right» reading and for the hidden messages in it to come out, revealing their philosophical and existential aspects ■
Key words ■ Igor’s Kholin, concrete poetry, unfinished, non-verbal, subtext, empty text, incompleteness of the poetical mess

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Быстров Вячеслав Николаевич — ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук, член редколлегии и один из составителей Полного академического собрания сочинений и писем А. А. Блока в 20 томах, Полного собрания сочинений и писем Л. Н. Андреева. Автор исследований о русской литературе конца XIX–XX веков.,книги «Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.Петербургская биография» (2009). Им подготовлено полное издание лирики Александра Блока в томах (М.:Прогресс-Плеяда, 2009–2011). E-mail: bysvn@mail.ru

Грякалова Наталия Юрьевна — главный научный сотрудник Института русской литературы
(Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук, профессор, руководитель Группы
по изданию академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока в 20‑ти томах, член редколлегии данного издания, отв. редактор серийных сборников «Александр Блок. Исследования и материалы». Область научных интересов — история русской литературы конца XIX — первой четверти XX веков., преимущественно модернизма и авангарда, проблемы поэтики, текстологии,
архивные разыскания. Участник многих международных конференций, симпозиумов, семинаров
в России и за рубежом. В 2009–2010 гг. работала по международной научной программе в Kyung
Hee University (Республика Корея). Автор более 130 статей и публикаций, посвященных А. Чехову,
А. Блоку, Н. Гумилеву, А. Ахматовой, О. Мандельштаму, М. Волошину, Г. Чулкову, А. Амфитеатрову,Б. Пильняку, В. Розанову, А. Ремизову. Ею подготовлены антологии «Русские поэты “серебряного века”» (1991), «Александр Блок: Pro et contra. Личность и творчество Александра Блока в критике и мемуарах современников» (2004). Автор монографий «Малые жанры в русской прозе ХХ века:Генезис и типология» (Perugia, 2003); «Человек модерна. Биография — рефлексия — письмо»(СПб., 2008). E-mail: natura3@yandex.ru

Иванова Евгения Викторовна — ведущий научный сотрудник
Института мировой литературы им. А М. Горького РАН, доктор филологических наук.
Автор более 130 статей, посвященных истории русской литературы Серебряного
века, автор и составитель книг «Павел Флоренский и символисты» (2004), «Чуковский и Жаботинский» (2005), «Вольная философская ассоциация: 1919–1924» (2010), антологии «Поэзия второй половины XIX века» (2001). Совместно с Е. Ц. Чуковской подготовила тома критики и писем в Собрании сочинений К. Чуковского в 15‑ти томах (2009).Участник академического Полного собрания сочинений А. А. Блока E-mail: evi@l-z.ru

Колесникова Елена Ивановна — доктор филологических наук,
старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Область научных интересов — русская литература ХХ века, текстология, эдиционная практика.
Автор статей и публикаций, посвященных творчеству М. Булгакова, М. Зощенко,А. Платонова, участник международных конференций в России и за рубежом. С 2010 г. — профессор кафедры
бизнес коммуникаций Института бизнес-технологий СПбГУТД. Читаемые дисциплины: «Основы копирайтинга», «Практика рекламного текста», «Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации»,«Стилистика и литературное редактирование», «Архивоведение», «Государственные, муниципальные и ведомственные архивы». E-mail: ekolesn@mail.ru

Кулишкина Ольга Николаевна — доктор филологических наук, профессор кафедры рекламных
технологий Института бизнес-комуникаций СПбГУТД. Автор статей и трех монографий, посвя-
щенных творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, истории русского афоризма, русскому травелогу конца XVIII — начала XX веков. Сфера научных интересов — история и теория литературы, семиотика, интермедиальность, компаративистика.E-mail: olgakulishkina@mail.ru

Кром Наталья — филолог-славист, сотрудник Немецкой национальной библиотеки (Deutsche Nationalbibliothek), Франкфурт-на-Майне, Германия. В 2005 г. в университете г. Марбурга защитила диссертацию, посвященную творчеству Бориса Пильняка 1930‑х гг. Автор монографии «Boris Pil’njaks Poetik des Selbstzitats in der 30er Jahren» (Frankfurt am Main: Peter Lang, 2005). E-mail: gromm@gmx.net

Лощинская Нина Владимировна — кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. Участник издания академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока в 20‑ти томах, Собрания сочинений М. А. Волошина, коллективных трудов: «Александр Блок. Исследования и материалы» (Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3); «Пушкинский Дом: Статьи. Документы. Библиография» (1982); «Русский модернизм: Проблемы текстологии» (2001), «И. А. Бунин: Pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология» (2001); «Федор Сологуб: Биография, творчество, интерпретации» (2010), «Александр Блок. Исследования и материалы» (2011) и др. Научные интересы: история русской литературы конца XIX — начала XX веков., проблемы текстологии и комментирования, архивные разыскания. E-mail: loshchinskaya@mail.ru

Лукьянова Людмила Владимировна — кандидат филологических наук.
Сфера научных интересов — творчество А. П. Чехова, история русской литературы второй половины ХIX — начала ХХ веков;язык и ментальность, межкультурная коммуникация.
Увлечения — изучение иностранных языков (английского, сербского). E-mail: lykianovaludmila@mail.ru

Маурицио Массимо — филолог-славист. Окончил отделение иностранных языков
и литератур филологического факультета Туринского университета в 2000 г. и аспирантуру
в Миланском государственном университете в 2005 г. Защитил диссертацию «Il rovesciamento
dell’estetica e la «guarigione del linguaggio». Concretismo e antiartistismo nel gruppo di
Lianozovo» («Переворот эстетики и “лечение речью”. Конкретизм и антиартистизм в творчестве лианозовской группы»). Автор книг: ««Беспредметная юность».А. Егунов: текст и контекст» (М., 2008); «Prossima fermata Cremlino. Passeggiate reali e immaginarie per la Mosca letteraria» («Следующая станция — Кремль. Реальные и воображаемые прогулки по литературной Москве» (Roma, 2011). Автор более 40 статей на русском и итальянском языках, а также поэтических переводов с русского языка на итальянский. Сфера интересов — русская современная поэзия и неофициальная культура и литература советской эпохи. Работает в Туринском университете. E-mail: maurussomax@mail.ru

Орлицкий Юрий Борисович — доктор филологических наук (1993), профессор Российского
государственного гуманитарного университета, главный редактор информационного издания РГГУ
«Вестник гуманитарной науки». Сфера научных интересов — теория стиха и прозы, стиховое начало в прозе, поэтика заглавия, современная поэзия. Автор монографий «Стих и проза в русской литературе» ( 2002), «Динамика стиха и прозы в русской словесности» (2008).
E-mail: ju_b_orlitski@mail.ru

Петрова Галина Валентиновна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник
ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, профессор кафедры бизнес ком- муникаций Института бизнес-
технологий СПбГУТД; автор более 45 научных и учебно-
методических статей, публикаций, пособий, справочных изданий, участник собрания сочинений А. А. Фета и М. А. Волошина, организатор международных и всероссийских научных конференций и форумов: «Александр Блок и мировая культура» (2000), «“Русский Ницше”: русская литература ХХ
века и “кризис ценностей” европейской культуры» (2003), «Некалендарный ХХ век» (2001) и др. Сфера научных интересов: русская поэзия ХХ века в широком философско-эстетическом контексте эпохи, история отечественной журналистики; главные герои исследований — Афанасий Фет, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Борис Пастернак.E-mail: pgv6@yandex.ru

Рубинс Мария — доктор филологических наук, доцент факультета славистики Лондонского университета (Великобритания); директор Научно-исследовательского центра русистики Лондонского университета; член Института Славяноведения (Париж, Франция), Центра по изучению России, Кавказа и Центральной Европы Французской Академии наук, ряда международных научных обществ и американского Пен-клуба. Автор монографий и научных статей о русско-французских литературных связях, русской и французской поэзии, ли-
тературном наследии русской эмиграции, литературе русского Израиля, французских писателях-билингвах, интермедиальных связях между литературой и изобразительным искусством и т. д.; переводчик романов Ирэн Немировски и Арно Делаланда, мемуаров Юдит Готье и Катюлля Мандеса; редактор-составитель сборников художественной и мемуарной прозы Ирины Одоевцевой и Василия Яновского; автор и член редакционного совета учебных пособий по литературе русского зарубежья для российских вузов; редактор-составитель американской энциклопедии писателей русского зарубежья; автор и участник радиопередач о русской культуре на Би-Би-Си, «Голосе России» и др.; член редколлегии журнала британских славистов «Slavonic and East European Review». E-mail: m.rubins@ssees.ucl.ac.uk

Титаренко Светлана Дмитриевна — доцент кафедры истории
русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат
филологических наук. Сфера научных интересов: теория и история литературы, русский
символизм, мифопоэтика, интермедиальность, современные методы анализа и интерпретации текстов. Автор монографий «“Фауст нашего века”: мифопоэтика Вячеслава Иванова»
(2012), «Сонет Серебряного века» (1998), статей по проблемам эстетики и поэтики русского символизма, поэзии Вл. Соловьева, К. Бальмонта, В. Брюсова, Вяч. Иванова, А. Блока, Д. Мережковского и др. E-mail: svet_titarenko@mail.ru

Черняк Мария Александровна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Научные интересы: современный литературный процесс, массовая литература ХХ века, социология литературы, проблемы современного чтения. E-mail:ma-cher@yandex.ru