Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Иванова-Веэн Л. И.
География и система архитектурно-художественного образования в России 1918–1930 гг
I. А РХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В М ОСКВЕ
Иванова-Веэн Л. И., Аксёнова С. В
Московский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920‑1927‑1930).
Краткая историческая справка, источники и библиография
Малясова Г. В.
Первые СГХМ в Москве 1918–1920 гг.: к истории формирования
Смекалов И. В.
Первая Всероссийская конференция учащих и учащихся ГСХМ и художественно-промышленных мастерских отдела ИЗО Наркомпроса (июнь 1920)
Афонин В. К., Гутырчик Д. М., Забелина Е. В.
Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Московского ВХУТЕМАСа на Парижской выставке 1925 года
Громик С. С.
Историография пропедевтической дисциплины «Пространство» (Московский ВХУТЕМАС)
Лапин И. М.
Исследования архфака ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: от Н. Докучаева до С. Хан-Магомедова
Лысова Т. В.
Архитектурная школа МИГИ и её изобразительное наследие в Музее МАРХИ
II. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕТРОГРАДЕ‑ЛЕНИНГРАДЕ
Глинтерник Э. М.
Петроградский ВХУТЕМАС — Ленинградский ВХУТЕИН: продолжение академической традиции и пути реорганизации высшего художественного образования (1921–1930)
Любимова А. Б.
Живописное наследие ВХУТЕМАСа в собрании Русского музея
Савинова Е. А.
Архитектурные проекты студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа из фондов музея РАХ
Станюкович-Денисова Е. Ю.
Петроградские Государственные свободные трудовые учебные мастерские декоративных искусств (б. ЦУТР барона Штиглица) в 1918–1922 гг
Романов О. С.
Школа авангардной архитектуры в ЛИГИ-ЛИКС: А. С. Никольский и Л. М. Хидекель‑ учитель и ученик
III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
Алексеев Е. П.
Скульптурная мастерская екатеринбургских СГХМ — Уральского ХПИ. 1919–1923
Дорогина Е. А.
«Мы не копировали мир, но творили его заново…» Произведения учеников саратовского СВОМАСа из семейной коллекции К. Алексеевского
Ключевская Е. П.
Казанские Свободные художественные мастерские. Из истории создания
Голенкевич Н. П.
Художники-педагоги Ярославских Государственных художественных мастерских (1919–1921). Судьбы и наследие
Малясова Г. В.
Свободные государственные художественные мастерские в воронеже: новые документы из фондов гарф
Смекалов И. В.
К истории Самарских ГСХМ. Новые материалы
Cведения об авторах
Информация для авторов
Table of contents
Vestnik № 3. 2013. Series 2. Art critique. Philological sciences
INTRODUCTION
L. Ivanova-Veen
Geography and architectural art education system in Russia 1918–1930
I. ARC HITEC TURAL AND AR T EDUCA TION IN MOSCO W
L. Ivanova-Veen, S. Aksenova
Moscow VHUTEMAS-VHUTEIN (1920‑1927‑1930). A brief historical reference, sources and bibliography
G. Malyasova
The first SGHM in Moscow 1918–1920: to the history of formation
I. Smekalov
The first All-Russian conference of GSHM teachers and students and industrial workshops of Fine arts department of Narkompros (june 1920)
V. Afonin, D. Gutyrchik, E. Zabelina
Woodwork and metalworking faculties of Moscow VHUTEMAS at Parisian exhibition of 1925
S. Gromik
Нistoriography of propaedeutic discipline «space» ( moscow VHUTEMAS)
I. Lapin
Researches of VHUTEMAS-VHUTEIN architectural faculty history: from N. Dokuchayev to S. Khan- Magomedov
T. Lуsova
MIGI architecture school and its painting heritage at MARHI museum
II. ARC HITEC TURAL AND AR T EDUCA TION IN PETROGRAD –LENINGRAD
E. Glinternik
Petrograd VHUTEMAS — Leningrad VHUTEIN: continuation of the academic tradition and way of reorganization of the higher art education (1921–1930)
A. Lyubimova
VHUTEMAS painting heritage in Russian museum collection
E. Savinova
Architectural projects of students of VHUTEMAS-VHUTEIN from funds of Russian Academy of Arts museum
E. Stanyukovich-Denisova
Petrograd state free labour educational workshops of decorative arts (baron Shtiglits’ former TSUTR) in 1918–1922
O. Romanov
School of vanguard architecture in LIGI LIX: A. Nikolsky and L. Hidekel — the teacher and the pupil
III. REGIONAL ART SCHOOLS
E. Alekseev
Sculptural workshop of the Ekaterinburg SGHM — Ural HPI. 1919–1923
E. Dorogina
«We did not copy the world, but created it a new.» Students works of Saratov SVOMAS from
K. Alexeevsky’s family collection
E. Klyuchevskaya
Kazan Free art workshops. From creation history
N. Golenkevich
Artists-teachers of Yaroslavl State art workshops (1919–1921). Destinies and heritagе
G. Malyasova
Documents of Voronezh SGHM from GARF fund
I. Smekalov
To GSHM history in Samara. New materialsauthor list
ВВЕДЕНИЕ
Иванова-Веэн Л. И.
География и система архитектурно-художественного образования в России 1918–1930 гг
В статье освещается история художественного образования в России 1918–1930 годов. Исследуется многоступенчатый процесс реформ и изменений системы, благодаря чему выстраивается преемственная связь между существовавшими в разное время учебными заведениями. Через фигуры конкретных художников демонстрируется взаимодействие географических центров
Ключевые слова СГХМ, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, мастерские, художественное образование, региональные школы.
I. А РХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В М ОСКВЕ
Иванова-Веэн Л. И., Аксёнова С. В
Московский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1920‑1927‑1930).
Краткая историческая справка, источники и библиография
Статья посвящена истории существования одного из крупнейших центров художественного образования первой трети XX века — Московского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Приводится его структура, обозначаются основные художественные и педагогические концепции, в нем разрабатываемые, приводятся имена ведущих педагогов всех факультетов. В приложениях даются списки источников и библиография по теме, а также обзор основных архивов и музеев, в фондах которых хранятся учебные работы студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа
Ключевые слова ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, высшее художественное учебное заведение, художественное образование.
Малясова Г. В.
Первые СГХМ в Москве 1918–1920 гг.: к истории формирования
В статье рассказывается о Первых СГХМ в Москве — одном из первых художественных учебных заведений Советской России. Подробно рассматривается этапы формирования школы, ее структура, вклад в формирование системы художественного образования эпохи советского авангарда
Ключевые слова СГХМ, мастерские, авангард, художественное образование, Строгановское училище, А. В. Лентулов.
Смекалов И. В.
Первая Всероссийская конференция учащих и учащихся ГСХМ и художественно-промышленных мастерских отдела ИЗО Наркомпроса (июнь 1920)
В статье впервые даётся полное и детальное описание протоколов Первой Всероссийской конференции учащих и учащихся ГСХМ и художественно-промышленных мастерских отдела ИЗО Наркомпроса (июль 1920). Раскрывается хронология
событий, программа заседаний и выступлений по дням, анализируются цели, формы представительства и обстоятельства её проведения
Ключевые слова ВХУТЕМАС, ГСХМ, всероссийская конференция учащих и учащихся, К. С. Малевич, Л. М. Лисицкий, Д. П. Штеренберг, В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, О. М. Брик.
Афонин В. К., Гутырчик Д. М., Забелина Е. В.
Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Московского ВХУТЕМАСа
на Парижской выставке 1925 года
Рассмотрено участие московского ВХУТЕМАСа на Международной выставке декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Участие в данной выставке имело большое значение для ВХУТЕМАСа. Выявляются авторы работ, представленных на выставке, в том числе и от деревообделочного и металлообрабатывающего факультетов
Ключевые слова ВХУТЕМАС, Парижская выставка 1925 года, дерфак, метфак, «Изба-читальня», «Рабочий клуб».
Громик С. С.
Историография пропедевтической дисциплины «Пространство» (Московский ВХУТЕМАС)
Статья посвящена анализу публикаций о пропедевтической дисциплине «Пространство», сформированной и преподававшейся в Московском ВХУТЕМАСе в 1920–1930‑е гг. Рассматриваются труды создателей этой дисциплины Н. Ладовского, Н. Докучаева и В. Кринского, относящиеся к периоду ее существования, а также публикации современных исследователей
Ключевые слова ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, пропедевтика, дисциплина «Пространство».
Лапин И. М.
Исследования архфака ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: от Н. Докучаева до С. Хан-Магомедова
В публикации рассматривается история изучения историографии архитектурного факультета. Анализируются публикации 1920‑х гг. Н. Докучаева и научные труды исследователей 1970‑х гг., прежде всего С. О. Хан-Магомедова
Ключевые слова ■ ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, высшее художественное учебное заведение, художественное образование, архитектурный факультет, архфак.
Лысова Т. В.
Архитектурная школа МИГИ и её изобразительное наследие в Музее МАРХИ
В статье даётся историческая справка об архитектурном факультете МИГИ. Рассмотрена уникальная коллекция сохранившихся учебных работ его студентов из собрания Музея МАРХИ. Статья иллюстрируется графическими работами, фотографиями и документами из его собрания
Ключевые слова МИГИ, архитектурный факультет, архитектор, символический романтизм, И. А. Голосов, Л. А. Веснин, Н. В. Марковников.
II. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕТРОГРАДЕ‑ЛЕНИНГРАДЕ
Глинтерник Э. М.
Петроградский ВХУТЕМАС — Ленинградский ВХУТЕИН: продолжение академической
традиции и пути реорганизации высшего художественного образования (1921–1930)
Статья посвящена деятельности Петроградского ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа с 1921 по 1930 гг., располагавшегося в здании б. Императорской Академии художеств. Рассматривается процесс формирования основ художественного образования
в новых условиях и особенности административной реорганизации. Уделяется внимание особенностям функционирования факультетов и методике обучения
Ключевые слова Академия художеств, Петроградский ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН, Научно-библиографический архив Российской Академии художеств, художественное образование.
Любимова А. Б.
Живописное наследие ВХУТЕМАСа в собрании Русского музея
В статье рассмотрена педагогическая система обучения художников на живописном факультете ленинградского ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на примере учебных работ студентов выдающегося художника русского авангарда К. С. Петрова-Водкина,
хранящихся в фондах ГРМ
Ключевые слова ПГСХУМ, Ленинградский ВХУТЕМАС, живописный факультет, мастерская, К. С. Петров-Водкин.
Савинова Е. А.
Архитектурные проекты студентов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа из фондов музея РАХ
Статья посвящена одному из периодов обучения на архитектурном факультете ленинградского Высшего художественно-технического института (ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа) 1920‑х гг. Рассматриваются особенности учебного процесса, уделяется
внимание особенностям формирования архитектурной мысли Москвы и Ленинграда в рассматриваемый период, личности и творчеству ведущих руководителей творческих мастерских
Ключевые слова архитектурное образование, архитектурный факультет Академии художеств, научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, ленинградский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.
Станюкович-Денисова Е. Ю.
Петроградские Государственные свободные трудовые учебные мастерские
декоративных искусств (б. ЦУТР барона Штиглица) в 1918–1922 гг
В статье рассматривается деятельность и реструктуризация бывшего Центрального училища технического рисования барона Штиглица в Петрограде в период преобразований 1918–1922 гг. Более подробно автор останавливается на реалиях прохождения реформ до окончательного слияния с быв. Академией художеств в 1922 г. в единый Петроградский ВХУТЕИН
Ключевые слова ■ художественно-промышленное образование, ПГСТУМДИ, Петроградский ВХУТЕМАС, ЦУТР, реформа художественного образования.
Романов О. С.
Школа авангардной архитектуры в ЛИГИ-ЛИКС:
А. С. Никольский и Л. М. Хидекель‑ учитель и ученик
В статье на примере творчества профессора ЛИГИ-ЛИКС А. С. Никольского и его ученика Л. М. Хидекеля рассмотрены предпосылки и процесс формирования «супрематического конструктивизма» — уникального направления в архитектуре
ленинградского авангарда 1920‑х гг. и показана роль обоих мастеров в его становлении, развитии и сохранении его достижений в архитектуре последующих десятилетий
Ключевые слова супрематизм, ленинградский авангард, супрематический конструктивизм, А. С. Никольский, Л. М. Хидекель, К. С. Малевич, ОСА.
III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
Алексеев Е. П.
Скульптурная мастерская екатеринбургских СГХМ — Уральского ХПИ. 1919–1923
Рассматривается история возникновения и деятельности скульптурной мастерской Екатеринбургских СГХМ в 1919–1923 годах. Отмечается значение Екатеринбургской художественно-промышленной школы (1902–1918), в которой сформировались традиции обработки металла, камня и дерева. Анализируется роль С. Д. Эрьзи, П. П. Шарлаимова, С. А. Шаховского в учебном процессе и их влияние на творческую атмосферу мастерской. Приводятся оценки современников и учеников, на основе которых можно говорить о месте скульптурной мастерской в художественной жизни Урала 1920‑х годов
Ключевые слова художественная жизнь Урала 1920‑х годов, Екатеринбургские СГХМ, Уральский ХПИ, развитие скульптуры в первой половине ХХ в.
Дорогина Е. А.
«Мы не копировали мир, но творили его заново…»
Произведения учеников саратовского СВОМАСа из семейной коллекции К. Алексеевского
Краткий период существования Саратовских свободных художественных мастерских был временем необычайной свободы и раскованности творческих поисков, утопических иллюзий и несбывшихся надежд. В данной статье рассказывается история небольшой семейной коллекции Б. Н. Алексеевского, имеющей прямое отношение к жизни Саратовского СВОМАСа и непосредственно к деятельности живописной мастерской яркого, радикального новатора Валентина Юстицкого
Ключевые слова Боголюбовское рисовальное училище, саратовский СВОМАС, В. Юстицкий, А. Арапов, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
Ключевская Е. П.
Казанские Свободные художественные мастерские. Из истории создания
В статье впервые подробно рассмотрена история создания Казанских Государственных свободных художественных мастерских на основе документов 1917–1920 гг. из Национального архива Республики Татарстан. Выявлены конкретные этапы
в реализации этих преобразований, продиктованные как местными особенностями, так и общероссийскими тенденциями. Также выявлены имена не только педагогов и студентов, участвующих в этом процессе, но и круг лиц из числа общественных и культурных деятелей Казани — членов Реорганизационного комитета и Общества ревнителей искусства. Впервые публикуются обширные выдержки из ряда архивных документов, в том числе и переписка с Академией художеств по вопросам реорганизации Казанской школы
Ключевые слова Казанские Государственные свободные художественные мастерские, ТатАХРР, ТатЛЕФ, история художественной педагогики, художественное объединение «Подсолнечник», художественное объединение «Всадник», «производственное искусство».
Голенкевич Н. П.
Художники-педагоги Ярославских Государственных художественных мастерских (1919–1921).
Судьбы и наследие
Статья посвящена истории преподавания в ЯГСХМ ряда мастеров, как местных, так и приехавших в Ярославль, оказавших влияние на формирование местной художественной школы в 1920‑х гг. Анализируется их творческое наследие 1910–1920‑х гг., хранящееся в Ярославском художественном музее
Ключевые слова Ярославские Государственные свободные художественные мастерские, С. А. Матвеев, Ф. И. Панков, М. К. Соколов.
Малясова Г. В.
Свободные государственные художественные мастерские в воронеже:
новые документы из фондов гарф
Статья впервые вводит в научный оборот материалы Воронежских Свободных Государственных Художественных мастерских — одной из значимых региональных школ авангарда, связанной с именами Г. Крутикова, С. Романовича и др.
Ключевые слова 1920‑е гг., художественное образование, Воронежские ГСХМ, русский авангард, Г. Т. Крутиков, С. М. Романович.
Смекалов И. В.
К истории Самарских ГСХМ. Новые материалы
В статье раскрывается история коллектива авангардистов Самары, уточняются факты творческой биографии инструкторов.
В приложении впервые целиком приводятся три базовых документа самарских ГСХМ
Ключевые слова самарские ГСХМ, художники-авангардисты, ИЗО Наркомпроса, УЖВЗ.
INTRODUCTION
L. Ivanova-Veen
Geography and architectural art education system in Russia 1918–1930
In article the history of art education of Russia of 1918–1930 is presented. Multistage process of reforms and system changes is investigated. Thanks to one the continuity between educational institutions existing at different times is formed. Interaction of the geographical centers is shown through figures of specific artists
Key words ■ SGHM, VHUTEMAS-VHUTEIN, workshops, art education, regional schools.
I. ARC HITEC TURAL AND AR T EDUCA TION IN MOSCO W
L. Ivanova-Veen, S. Aksenova
Moscow VHUTEMAS-VHUTEIN (1920‑1927‑1930).
A brief historical reference, sources and bibliography
The subject of the article is history and structure of one of the first-rate art educational institutions in the first third of the 20th century. Basic art and educational concepts are named and names of the leading teachers from all the faculties are mentioned. A supplement provides a review of the main historical sources, bibliography dedicated to the theme and a list of archives and museums, where the
works of the VKHUTEMAS-VKHUTEIN students are held
Key words VHUTEMAS-VHUTEIN, high art educational institution, art education.
G. Malyasova
The first SGHM in Moscow 1918–1920: to the history of formation
The author takes up history of the First SGHM in Moscow — one of the first art educational institutions of the Soviet Russia. Stages of school formation, its structure, a contribution to system formation of art education of era of the Soviet vanguard is considered in detail
Key words SGHM, workshops, vanguard, art education, Stroganovsky school, A. Lentulov.
I. Smekalov
The first All-Russian conference of GSHM teachers and students and industrial workshops of Fine arts department of Narkompros (june 1920)
The complete and detailed description of the First All-Russian conference of GSHM teachers and pupils and industrial workshops of Fine art department of Narkompros (July 1920) is presented for the first time. The chronology of events, the program of meetings and performances on days also are presented, the purposes, forms of representation and its carrying circumstance are analyzed
Key words VHUTEMAS, GSHM, the All-Russian conference teachers and students, K. Malevich, L. Lissitsky, D. Shterenberg, V. Kandinsky, A. Lentulov, O. Brick.
V. Afonin, D. Gutyrchik, E. Zabelina
Woodwork and metalworking faculties of Moscow VHUTEMAS at Parisian exhibition of 1925
Participation moscow VHUTEMAS at the International exhibition of decorative and industrial arts of 1925 in Paris is considered. Participation in this exhibition was of great importance for VHUTEMAS. Authors of the works presented at an exhibition, including woodwork and metalworking faculties are revealed
Key words VHUTEMAS, Parisian exhibition of 1925, woodworkfac and metalworkingfac, «Reading room», «Working club»
S. Gromik
Нistoriography of propaedeutic discipline «space» ( moscow VHUTEMAS)
Article is devoted to the analysis of publications on the propaedeutic discipline «Space» created and taught in Moscow VHUTEMAS in the 1920-1930th. Works of founders of this discipline of N Ladovsky, N. Dokuchayev and V. Krinsky, related to that period and also the publication of modern researchers are considered
Key words VHUTEMAS, VHUTEIN, propaedeutics, discipline «Space».
I. Lapin
Researches of VHUTEMAS-VHUTEIN architectural faculty history: from N. Dokuchayev to S. Khan- Magomedov
The history of studying of architectural faculty historiography is considered. Publications of the 1920th from N. Dokuchayev and scientific works of researchers of the 1970th, first of all S. Khan-Magomedov are analyzed
Key words VHUTEMAS-VHUTEIN, the highest art educational institute, art education, architectural faculty.
T. Lуsova
MIGI architecture school and its painting heritage at MARHI museum
A historical background of the architectural department МIGI is presented. The unique collection of preserved educational students work from the Museum of the Moscow Architectural Institute is considered. The article is illustrated with graphic works, photographs and documents from museum collection
Key words MIGI, faculty of Architecture, architect, symbolic romanticism, I. Golosov, L. Vesnin, N. Markovnikov.
II. ARC HITEC TURAL AND AR T EDUCA TION IN PETROGRAD –LENINGRAD
E. Glinternik
Petrograd VHUTEMAS — Leningrad VHUTEIN: continuation of the academic tradition
and way of reorganization of the higher art education (1921–1930)
Article is devoted to activity Petrograd VHUTEMAS — VHUTEIN from 1921 to 1930, settling down in the building. Imperial Academy of Arts. Process of formation of art education bases in new conditions and feature of administrative reorganization is considered. The attention to features of functioning of faculties and a training technique is paid
Key words Academy of Arts, Petrograd VHUTEMAS — VHUTEIN, Scientific and bibliographic archive of the Russian Academy of Arts, art education.
A. Lyubimova
VHUTEMAS painting heritage in Russian museum collection
The pedagogical system of artists training at painting faculty of Leningrad VHUTEMAS-VHUTEIN is considered on the example of students studies of the Russian vanguard outstanding artist K. Petrov-Vodkin, stored in GRM funds
Key words PGSHUM, Leningrad VHUTEMAS, painting faculty, workshop, K. Petrov-Vodkin.
E. Savinova
Architectural projects of students of VHUTEMAS-VHUTEIN from funds of Russian Academy of Arts museum
Article is devoted to one of the training periods at architectural faculty of the Leningrad higher art and technical institute (VHUTEMAS-VHUTEIN) of the 1920th. Features of educational process, formation of architectural thought of Moscow and Leningrad experts during this period and the personality and creativity of leading heads of creative workshops are considered
Key words architectural education, architectural faculty of Academy of Arts, research museum of the Russian Academy of Arts, Leningrad VHUTEMAS-VHUTEIN.
E. Stanyukovich-Denisova
Petrograd state free labour educational workshops of decorative arts (baron Shtiglits’ former TSUTR)
in 1918–1922
Activity and restructuring of baron Shtiglits’ former Central school of technical drawing in Petrograd during transformations of 1918–1922 is considered. In more detail the author stops on realities of reforms passing before final merge with the former Academy of Arts in 1922 in uniform Petrograd VHUTEIN
Key words art and industrial education, PGSTUMDI, Petrograd VHUTEMAS, TSUTR, reform of art education.
O. Romanov
School of vanguard architecture in LIGI LIX: A. Nikolsky and L. Hidekel — the teacher and the pupil
Preconditions and formation of the process «suprematist constructivism» — unique direction in architecture of the Leningrad vanguard of the 1920th are considered on the example of creativity of the professor of LEAGUE-LIX A. Nikolsky and his pupil L. Hidekeland the role of both masters in its formation, development and preservation of its achievements in architecture of the next decades is shown
Key words suprematism, Leningrad vanguard, suprematist constructivism, A. Nikolsky, L. Hidekel, K. Malevich, WASP.
III. REGIONAL ART SCHOOLS
E. Alekseev
Sculptural workshop of the Ekaterinburg SGHM — Ural HPI. 1919–1923
The history of emergence and activity of a sculptural workshop of Ekaterinburg SGHM in 1919–1923 is considered. Value of Ekaterinburg art and industrial school (1902–1918), where traditions of processing of metal, stone and tree were created, is noted. The role of S. D. Erzya, P. P. Sharlaimov, S. A. Shakhovskoy in educational process, and their influence on the creative atmosphere of a workshop is analyzed. Estimates of contemporaries and pupils of the workshop show a place of a sculptural workshop in art life of Ural of the 1920th years
Key words аrt life of Ural of the 1920th years, Ekaterinburg SGHM, Ural HPI, sculpture development, first half of the XX century.
E. Dorogina
«We did not copy the world, but created it a new.» Students works of Saratov SVOMAS from
K. Alexeevsky’s family collection
A short period of Saratov free art workshops was a time of great creative freedom and looseness searches, utopian illusions and unfulfilled hopes. The author tells the story B. Alexeevsky ʼs small family collection having a direct bearing on the life of the Saratov SVOMAS and a direct bearing on activity of a bright radical innovator Valentine Yustitsky`s painting studio
Key words Bogolyubov Drawing School, Saratov SVOMAS, V. Yustitsky, A. Arapov, Saratov State A. Radishchev Art Museum.
E. Klyuchevskaya
Kazan Free art workshops. From creation history
The history of the Kazan State free art workshops formation on the basis of documents of 1917–1920 from National archive of the Republic of Tatarstan is considered in detail for the first time. Concrete stages in the realization of these transformations dictated both by local features, and the all-Russian tendencies are revealed. Names not only teachers and the students participating in this process, but also a circle of people from among public and cultural figures of Kazan — members of Reorganization committee and Society of adherents of art are also revealed. For the first time extensive excerpts from a number of archival documents, including correspondence with Academy of Arts concerning reorganization of the Kazan school are published
Key words Kazan State free art workshops, TatAHRR, TatLEF, history of art pedagogics, art association «Sunflower», art association «Horseback Rider», «production art».
N. Golenkevich
Artists-teachers of Yaroslavl State art workshops (1919–1921). Destinies and heritagе
Article is devoted to history of masters teaching in YaSFAW both local and arrived to Yaroslavl and their impact on formation of local art school in the 1920th. Their creative heritage of the 1910-1920th storing in the Yaroslavl art museum is analyzed
Key words Yaroslavl State free art workshops, S. Matveev, F. Pankov, M. Sokolov.
G. Malyasova
Documents of Voronezh SGHM from GARF fund
The materials of Voronezh Free State Art workshops — one of the significant regional schools of the vanguard, connected with such names as G. Krutikov, S. Romanovich and others are introduced for the first time into scientific circulation
Key words the 1920th, art education, Voronezh SGHM, Russian vanguard, G. Krutikov, S. Romanovich.
I. Smekalov
To GSHM history in Samara. New materialsauthor list
Author reveals the history of the avant-garde group of Samara, clarifies facts biography of instructors. Three basic documentsof Samara GSHM art are presented for the first time entirelyin application
Key words Samara SGHM, avant-garde artists, Narcompros, UZHVZ.
Аксёнова Софья Валериевна — искусствовед, аспирант кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: art9865@gmail.com
Алексеев Евгений Павлович — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского федерального университета. E-mail: Ev-alex@yandex.ru
Афонин Всеволод Константинович — студент 6 курса МАРХИ. E-mail: belphegor-seva@yandex.ru
Глинтерник Элеонора Михайловна — доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории и теории дизайна и медиакоммуникаций ФГБОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет технологии и дизайна», член СПб Союза художников России и СПб Союза дизайнеров РФ. E-mail: eglinternik@gmail.com
Голенкевич Нина Павловна — искусствовед, старший научный сотрудник экспозиционного отдела Ярославского художественного музея. E-mail: ninagolenkevich@yandex.ru
Громик Станислав Сергеевич — архитектор, аспирант кафедры советской и зарубежной архитектуры МАРХИ. E-mail: roomik@gmail.com
Гутырчик Даниил Михайлович — студент 6 курса МАРХИ. E-mail: dgutirchik@yahoo.com.
Дорогина Елена Алексеевна — искусствовед, зав. отделом советского искусства, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. E-mail: dole73@mail.ru
Забелина Елена Владимировна– кандидат искусствоведения, научный сотрудник Музея МАРХИ. E-mail: freli@list.ru
Иванова-Веэн Лариса Ивановна — кандидат архитектуры, директор Музея МАРХИ, доцент, Заслуженный работник культуры РФ. E-mail: marchimuseum@gmail.com
Ключевская Екатерина Петровна — кандидат искусствоведения, Казань. E-mail: epk47@mail.ru
Лапин Илья Михайлович — студент 6 курса МАРХИ, кафедра советской и зарубежной архитектуры. E-mail: lapin-ilya@mail.ru
Лысова Татьяна Вячеславовна — архитектор, заведующая отделом хранения фондов, хранитель фонда архитектурной графики Музея МАРХИ. E-mail: marchimuseum@gmail.com
Любимова Алиса Борисовна– искусствовед, зав. отделом живописи Государственного Русского музея. E-mail: alisa_lyub@yahoo.com
Малясова Галина Владимировна — историк, музеолог, научный сотрудник Музея МАРХИ. E-mail: maliasova@mail.ru
Романов Олег Сергеевич– архитектор, первый вице-президент Санкт- Петербургского союза архитекторов, доцент СПГАСУ, заслуженный архитектор РФ, ученик Л. М. Хидекеля. E-mail: gia@gia.spb.ru
Савинова Екатерина Андреевна– искусствовед, хранитель фонда архитектурной графики Государственного музея Академии художеств. E-mail: savinovaekaterina@mail.ru
Смекалов Игорь Владимирович– кандидат искусствоведения, доцент, Оренбургский государственный университет. E-mail: igor.smekalov@mail.ru
Станюкович-Денисова Екатерина Юрьевна– искусствовед, ст. преподаватель кафедры истории русского искусства СПбГУ. E-mail: katerinastd@list.ru