Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /
№ 4, 2012 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Н. А. Иванов
Формирование идеи disegno в эстетике позднего Ренессанса

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

Н. С. Герасимов, М. В. Филиппов
Визуальная лингвистика как метод формирования дизайн-сообщения

Л. В. Жебровская
Ч. Риккеттс и О. Уайльд: дизайнер и писатель — на пути к созданию «совершенной (прекрасной) книги»

Т. В. Ковалева
О контекстуальном подходе в современной практике петербургского интерьера

А. Г. Кудрявцева
К вопросу об особенностях отделки и мебельного наполнения парадных интерьеров
квартиры Ф. Г. Бажанова

Е. С. Прозорова
Кроме технологии: индустрия мебельного дизайна сегодня

Т. Ю. Шевченко
Принцип игры как средство формирования пространственной среды

АРХИТЕКТУРА

А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов
Воссоздание исторической среды поселка Большеречье Омской области

Е. Ю. Лобанов
Инновационные принципы средового дизайн-проектирования на примере реконструкции
района Диагональ-Бесос в Барселоне

ФОТОГРАФИЯ И КИНО

А. Н. Фоменко
Взгляд автора

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ФОЛЬКЛОР
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

К. Н. Отева
К проблеме ритма прозы (на материале романа Ф. М . Достоевского «Идиот»)

Т. И. Рожкова
По дороге в «жилище вечно»: отклики на смерть А. П. Сумарокова

О. В. Буевич
Ансамблевый принцип конструирования художественного целого в творчестве А. М. Ремизова

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКОЛОГИИ

В. Г. Гареева
Медийные технологии связей с общественностью в управлении межэтнической коммуникацией

Cведения об авторах

Информация для авторов

Table of contents

Table of contents

Vestnik № 4. 2012. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE. FINE ART

N. Ivanov
Formation disegno ideas in the aesthetics of the late Renaissance

DESIGN. ARTS AND CRAFTS

N. Gerasimov, M. Filippov
Visual linguistics as a method of forming the design communications

L. Zhebrovskaya
Charles Ricketts and O. Wilde: designer and writer — towards "a perfect book"

T. Kovaleva
On the contextual approach in modern practice of Petersburg interior

A. Kudryavtseva
To a questions about the features of finishing and furniture in F. Bazhanov's interiors apartments

E. Prozorova
In addition to technology: furniture design industry today

T. Shevchenko
Principle of game as a means of spatial environment formation

HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE

A. Humeniuk, I. Lyalikov
Reconstruction of historical environment village Bolsherech ’e Оmsk region

E. Lobanov
Innovative environmental design-engineering principles: Reconstruction Diagonal Besòs district of Barcelona

PHOTOGRAPHY AND CINEMA

A. Fomenko
The Look of the Author

PHILOLOGICAL SCIENCES. FOLKLORE
HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

K. Oteva
On the problem of the prose rhythm (based on the text of F. M. Dostoevsky’s «Idiot»)

T. Rozhkova
On the way to ‘the eternal place’: the comments on Sumorokov’s death

O. Buevich
Ensemble principle of artistic whole designing in A. M. Remizov’s works

INTERCULTURAL COMMUNICATION. THEORY AND PRACTICE of KOMMUNIKOLOGY

V. Gareeva
Media technologies of public relations in management of interethnic communication

Аннотации и ключевые слова

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Н. А. Иванов
Формирование идеи disegno в эстетике позднего Ренессанса

В статье анализируется идея слова «disegno», активно использовавшегося в художественной среде в Позднем Ренессансе и затем давшего именование новому виду художественной и проектной деятельности ■
Ключевые слова ■ теория дизайна, этимология слова «дизайн», история дизайна, disegno, Поздний Ренессанс

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

Н. С. Герасимов, М. В. Филиппов
Визуальная лингвистика как метод формирования дизайн-сообщения

Статья посвящена определению термина визуальной лингвистики и ее основных положений, в ней рассказывается о назначении, функции и принципах использования, а также актуальных способах и средствах визуализации данных в контексте развития современных медиа. Статья содержит положения, касающиеся современного состояния юзабилити в дизайне
и раскрывает методы построения дизайн-сообщения с использованием основ визуальной лингвистики ■
Ключевые слова ■ графический дизайн, инфографика, юзабилити, визуальная лингвистика, коммуникативный дизайн.

Л. В. Жебровская
Ч. Риккеттс и О. Уайльд: дизайнер и писатель — на пути к созданию «совершенной (прекрасной) книги»

Статья посвящена раннему периоду творчества одного из ведущих книжных дизайнеров Англии Чарльза Риккеттса (Charles Rikketts, 1866–1931), в частности работе над произведениями его современника, писателя и художественного критика О. Уайльда. В статье освещаются взгляды писателя на дизайн книги и творческое наследие Ч. Риккеттса, воплотившего
основные эстетические принципы стиля модерн в книжном дизайне ■
Ключевые слова ■ дизайн книги, английское книжное искусство, типографика, искусство книги, стиль модерн.

Т. В. Ковалева
О контекстуальном подходе в современной практике петербургского интерьера

В статье затрагиваются важные для современной петербургской архитектуры проблемы сложных взаимоотношений новой постройки с окружающей средой. На примере художественного решения интерьеров магазина «Оружейная линия»,расположенного в первых этажах жилого комплекса «Новая история», выявляется значение контекста для архитектурной
композиции ансамбля и для определения стилистического строя интерьера ■
Ключевые слова ■ современная архитектурная практика, искусство интерьера, контекстуальность, «английский стиль».

А. Г. Кудрявцева
К вопросу об особенностях отделки и мебельного наполнения парадных интерьеров
квартиры Ф. Г. Бажанова

Статья посвящена изучению памятника искусства интерьера начала XX в. — парадных интерьеров квартиры Ф. Г. Бажанова. Опираясь на материалы ЦГА кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, автор проводит комплексный анализ декоративной
отделки и мебельного наполнения парадных интерьеров квартиры Ф. Г. Бажанова. Сегодня жилые интерьеры петербургского модерна начала XX века почти полностью утрачены, поэтому особое значение приобретает материал, позволяющий изучить отделку и мебельное наполнение интерьера в целом, — это обуславливает актуальность затронутой темы ■
Ключевые слова ■ интерьер модерна, парадные помещения квартиры Ф. Г. Бажанова, П. Ф. Алёшин (архитектор).

Е. С. Прозорова
Кроме технологии: индустрия мебельного дизайна сегодня

Статья посвящена обзору тенденций в дизайне мебели по материалам крупнейших международных мебельных выставок.Задача работы — раскрыть те аспекты индустрии мебельного дизайна, которые сопутствуют основным вопросам технологии, формы и функции. Основное внимание уделено вопросам концепции и стенографии стендов ■
Ключевые слова ■ международные мебельные выставки, тренд, концепция и стенография стенда, повествование, мифология повседневности, дизайн-район, музейное пространство

Т. Ю. Шевченко
Принцип игры как средство формирования пространственной среды

В статье анализируются игровые принципы, использующиеся в организации архитектурно-средового пространства. В качестве примера рассмотрены два временных периода: эпоха рококо и постмодернизм второй половины ХХ века ■
Ключевые слова ■ архитектура, принципы игры, дизайн среды

АРХИТЕКТУРА

А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов
Воссоздание исторической среды поселка Большеречье Омской области

Материал посвящен созданному в поселке городского типа Большеречье Омской области историко-культурному комплексу «Старина Сибирская», работникам которого удалось воссоздать историко-архитектурную и ландшафтную среду купеческого поселка конца XIX — начала XX вв. Ансамбль включает в себя как исторические памятники рубежа веков, так и новые
строения, стилизованные под старину, а также соответствующие элементы средового дизайна ■
Ключевые слова ■ архитектура Омской области, охрана памятников истории и культуры, воссоздание исторического ландшафта малых городов и поселков, историко-культурный комплекс «Старина сибирская»

Е. Ю. Лобанов
Инновационные принципы средового дизайн-проектирования на примере реконструкции
района Диагональ-Бесос в Барселоне

В статье рассматривается комплексный подход к организации городской среды на примере реконструкции промышленных зон в Барселоне. Проводится обзор ключевых объектов района Диагональ-Бесос, а также исследуются тексты архитекторов-урбанистов, отражающие различные подходы к созданию средовых объектов и комплексов. В заключении формулируются
основные инновационные принципы проектирования городской среды ■
Ключевые слова ■ дизайн среды, реновация промышленных территорий, комплексный подход к проектированию

ФОТОГРАФИЯ И КИНО

А. Н. Фоменко
Взгляд автора

В статье анализируется фильм «Работа», снятый итальянским режиссером Эрманно Ольми. Особое внимание автор уделяет финальному кадру этого фильма — крупному плану лица главного героя, который характеризуется как знак «превращения» персонажа в автора. Будучи на уровне сюжета фильмом об отчуждении, «формально» «Работа» оказывается фильмом о его
преодолении и «авторизации» ■
Ключевые слова ■ Эрманно Ольми, кино Италии, автор, герой, отчуждение, реализм, модернизм

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ФОЛЬКЛОР
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

К. Н. Отева
К проблеме ритма прозы (на материале романа Ф. М . Достоевского «Идиот»)

Автор исследует ритм как смыслопорождающую силу, воздействующую на читательское восприятие художественного произведения. Впервые обоснована методика анализа ритма прозы на уровне коммуникативного синтаксиса. Проведенный анализ ритмических особенностей 1 главы I части романа «Идиот» обнаруживает смысловые оппозиции, в которых образ князя
Мышкина противопоставлен другим героям и изначально выделен авторской интенцией как странный, таинственный ■
Ключевые слова ■ Достоевский, роман «Идиот», авторская интенция, ритм прозы, коммуникативный синтаксис.

Т. И. Рожкова
По дороге в «жилище вечно»: отклики на смерть А. П. Сумарокова

В статье в хронологической последовательности анализируются отклики современников на смерть А. П. Сумарокова, что позволило заметить в их содержании не только традиционные мотивы скорби и заслуг поэта. Отдельные сочинения включали актуальные проблемы литературной жизни времени, такие как репутация писателя, необходимость «объектив-
ной» критики ■
Ключевые слова ■ А. П. Сумароков, репутация писателя, литературная критика, канон изображения.

О. В. Буевич
Ансамблевый принцип конструирования художественного целого в творчестве А. М. Ремизова

В статье рассматривается восьмитомное собрание сочинений Ремизова с точки зрения ансамблевого построения целого. Реализуется принцип перехода от формы к семантике текста. Делается попытка реконструировать и исследовать элементы сверхтекстов русской литературы (петербургский и московский тексты) на материале книги А. М. Ремизова «Посолонь»
(«Купальские огни», «Богомолье») Выявляются типологические, дифференцирующие критерии для моделирования предметно-изобразительного уровня — художественного космоса книги «Посолонь». В результате анализа выясняется, что за разными сверхтекстовыми моделями закреплены определённые архитектонические формы, мотивы, образы, темы.
Благодаря этому присутствие сверхтекстов становится ощутимым и значимым ■
Ключевые слова ■ ансамблевый принцип, метатекст (сверхтекст), петербургский текст, московский текст, «болотный» миф, «кикиморное начало», «линеарное» пространство.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОММУНИКОЛОГИИ

В. Г. Гареева
Медийные технологии связей с общественностью в управлении межэтнической коммуникацией

Статья посвящена анализу основных информационных технологий связей с общественностью, применяемых сегодня различными субъектами в области межэтнической коммуникации. Рассмотрение межэтнической коммуникации как предметного поля средств массовой информации подчеркивает исключительную их важность в качестве субъекта и действенного участника формирования культуры межэтнической коммуникации. Такой подход автор статьи обусловливает тем, что именно СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать или обеднять общество и тем самым сохранять и культивировать этнические ценности, содержательно реализовывать взаимодействие этносов или противодействовать их взаимопониманию ■
Ключевые слова ■ СМИ, межэтническая коммуникация, связи с общественностью, медийные технологии, журналистика, культура межэтнической коммуникации, толерантность, ксенофобия, этническое самосознание, интернационализм.

Annatation and key words

ART CRITIQUE. FINE ART

N. Ivanov
Formation disegno ideas in the aesthetics of the late Renaissance

The article is about the meaning of the word «disegno» used in Late Renaissance and laid down the foundations of term «design» ■
Key words ■ theory of design, disegno, Late Renaissance

DESIGN. ARTS AND CRAFTS

N. Gerasimov, M. Filippov
Visual linguistics as a method of forming the design communications

The article is devoted to the definition of visual linguistics and its main provisions, it tells about the purpose, function and usage, as well as current methods and data visualization tools in the context of modern media. Provisions regarding the current state of usability in the design and methods of construction design messages using a visual linguistics are considered ■
Key words ■ graphic design, infographics, usability, visual linguistics, communication design.

L. Zhebrovskaya
Charles Ricketts and O. Wilde: designer and writer — towards "a perfect book"

The article is devoted to the early period of one of Britain’s leading book designers Charles Ricketts (Charles Rikketts, 1866–1931), in particular the work on the books of his contemporary, the writer and art critic Oscar Wilde. The paper highlights the writer’s views on the design of the book and Charles Ricketts’ creative legacy, embodies the basic aesthetic principles of Art Nouveau in
book design ■
Key words ■ design of the book, an English book art, typography, art books, art nouveau

T. Kovaleva
On the contextual approach in modern practice of Petersburg interior

The paper addresses important for modern problems of St. Petersburg architecture new building complex relationship with the environment. On the example of art of interior shop «Arms line», located in the first floor of residential complex «New History», reveals the value of the context for the architectural composition of the ensemble and to determine the stylistic system interior ■
Key words ■ modern architectural practice, the art of interior design, contextuality, «English style»

A. Kudryavtseva
To a questions about the features of finishing and furniture in F. Bazhanov's interiors apartments

The article studies the interior of the monument of art beginning of the XX century — gala interiors apartment F. Bazhanov’s. Based on the work CSA Film and Photo of St. Petersburg, the author conducts a comprehensive analysis of the decoration and furniture filled gala interiors apartment F. Bazhanov. Today, residential interiors Petersburg early XX century, almost entirely lost, so is particularly important material to study finish filling the interior and furniture in general — this causes the relevance of the topic ■
Key words ■ interior design Modern, gala interiors of the F. G. Bazhanov’s apartment, P. Aleshin (architect).

E. Prozorova
In addition to technology: furniture design industry today

The article deals with analyses of latest trends in furniture design through observing the greatest international furniture fairs. The main focus is on exhibition conception and shorthand stand paying less attention to common design components as technology, function and forms ■
Key words ■ International furniture fairs, trend, exhibition conception, shorthand stand, everyday mythology, design district,museum-like space.

T. Shevchenko
Principle of game as a means of spatial environment formation

In thе article playing principles, used in the arrangement of architectural environment, are analyzed. Periods of rococo and XX century postmodernism are given as an example ■
Key words ■ architecture, playing principles, environmental design

HISTORY AND THEORY OF ARCHITECTURE

A. Humeniuk, I. Lyalikov
Reconstruction of historical environment village Bolsherech ’e Оmsk region

Material is devoted creating in the urban settlement Bolshereche Omsk region historical and cultural complex «Ancient Siberia», where the historical, architectural and landscape environment of merchant settlement late XIX — early XX centuries was recreated. The ensemble includes a historical landmark turn of the century, and the new structures of ancient style, as well as the corresponding
elements of environmental design ■
Key words ■ architecture of the Omsk region, protection of historical and cultural monuments, historical reconstruction of the landscape of small towns and villages, historical and cultural complex «Ancient Siberia»

E. Lobanov
Innovative environmental design-engineering principles: Reconstruction Diagonal Besòs district of Barcelona

Comprehensive approach to the urban environment on the example of the reconstruction of industrial sites in Barcelona is discussed. A review of key sites in Diagonal Besòs and architects urbanists texts, reflecting different approaches to creating environmental objects and complexes are considered. In conclusion the author formulates the main principles of innovative design of the urban
environment ■
Key words ■ environmental design, renovation of industrial areas, an integrated approach to the design

PHOTOGRAPHY AND CINEMA

A. Fomenko
The Look of the Author

The subject matter of the article is Il Posto (1961), an Italian film directed by Ermanno Olmi. The special attention is given to the last frame of the film — the close-up of the main character’s face, which is interpreted as allegory of the «metamorphosis» of the character into the author. As a film about alienation on the level of its «content» Il Posto is the film about de-alienation and authorization
on the level of its «form» ■
Key words ■ Ermanno Olmi, Italian cinema, author, character, alienation, realism, modernism.

PHILOLOGICAL SCIENCES. FOLKLORE
HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

K. Oteva
On the problem of the prose rhythm (based on the text of F. M. Dostoevsky’s «Idiot»)

The author considers the rhythm as a certain «sense generating» force, which influences the reader’s perception of the literary work. For the first time the method of rhythm analysis performed on the level of communicative syntax is justified in the article. The analysis of rhythmic peculiarities, which was done on the 1 Chapter 1 Part of the novel «Idiot», reveals semantic oppositions, in which the image of Prince Myshkin opposes images of other characters and is marked as unusual and mysterious ■
Key words ■ Dostoevsky, novel «Idiot», author’s intention, prose rhythm, communicative syntax

T. Rozhkova
On the way to ‘the eternal place’: the comments on Sumorokov’s death

In the article it is reviewed the comments of Sumorokov’s contemporaries that they made on his death. The chronological order of comments allows to understand non only the traditional motives of sorrow and the poet’s merit but also the actual problems of literature’s life such as the poet’s reputation and the necessity of ‘impartial’ criticism ■
Key words ■ Sumorokov A. P., poet’s reputation, literary criticism, canon of description

O. Buevich
Ensemble principle of artistic whole designing in A. M. Remizov’s works

The eight volume set of Remizov’ works is considered in this article from the view point of ensemble constructioning of the whole.The principle of transition from the form to semantics of the text is realised. An attempt to reconstruct and investigate elements of Russian literature supertexts (Petersburg and Moscow texts) based on the material of A. M. Remizov’s book «Posolon» («Kupalsky
fires», «Bogomol’e») is made. Typological, differentiating criteria for modelling of object-pictorial representation — art space of the book «Posolon» are revealed. As a result of the analysis it is found out that some specified architectural forms, motives, images and themes are assigned to different supertext models. Due to this supertexts’ presence becomes notable and significant ■
Key words ■ ensemble principle, metatext (supertext), Petersburg text, Moscow text, «marsh» myth, «kikimora’s beginning»,«linear» spac.

INTERCULTURAL COMMUNICATION. THEORY AND PRACTICE of KOMMUNIKOLOGY

V. Gareeva
Media technologies of public relations in management of interethnic communication

This article shows the analysis of the main information technologies of the public relations, which are applied today by various subjectsin sphere of interethnic communications. Consideration of interethnic communications as subject field of mass media underlines their exclusive importance as the subject and the effective participant of formation of culture of interethnic communications. The author of article causes such approach what mass-media possess ability to transform, stabilise, enrich or impoverish a society and by that to keep and cultivate ethnic values, substantially to realise interaction of ethnoses or to counteract their mutual understanding ■
Key words ■ Mass media, interethnic communication, pablic relations, media technologies, journalism, culture of interethnic communications, tolerance, xenophobia, ethnic consciousness, internationalism.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Буевич Ольга Викторовна — аспирант Омского государственного педагогического университета. E-mail:admissions@omgpu.ru.


Гареева Вилена Галимьяновна — канд. полит. наук,доцент Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. E-mail: vilenagareeva@yandex.ru


Герасимов Никита Сергеевич — редактор по инфографике «Бонниер Бизнес Пресс», газеты «Деловой Петербург». E-mail: ngeras@mail.ru


Гуменюк Алла Николаевна — канд. искусств., профессор Омского государственного технического
университета. Е –mail: gumenyuk-alla@mail.ru


Иванов Николай Александрович — канд. искусств., зав каф. рекламных технологий Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. Е-mail: nicolausis@yandex.ru


Жебровская Лариса Вячеславовна — канд. искусств., доцент кафедры истории и теории медиакоммуникаций Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. E-mail: lara_zhebrik@mail.ru


Ковалева Татьяна Вячеславовна — канд. искусств.,доцент кафедры искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А. Л. Штиглица. E-mail: TVK158@mail.ru

Кудрявцева Анастасия Геннадьевна — аспиранткаСПГХПА им. А. Л. Штиглица. Е-mail: anastasiya2027@yandex.ru

Лобанов Евгений Юрьевич — ассистент кафедры дизайна оборудования в средовых объектах ИДПС СПГУТД. — Е-mail: eug_lobanov@mail.ru


Ляликов Илья Витальевич — аспирант Омского государственного технического университета. Е –mail:illuzion_@mail.ru,


Отева Ксения Николаевна — канд. филол. наук, преподаватель Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Е-mail: bilanich@list.ru


Прозорова Екатерина Станиславовна — канд. культурологии, доцент кафедры дизайна пространственной среды. E-mail: Storm <d_kaminker@mail.ru>


Рожкова Татьяна Ивановна — д-р филолог. наук, профессор Магнитогорского государственного университета. Е-mail: robin. 55@mail.ru


Филиппов Максим Викторович — доцент кафедры графический дизайн СПбГХПА им. А. Л. Штиглица. Е-mail: fmaxim@mail.ru


Фоменко Андрей Николаевич — д-р искусств., доцент кафедры рекламных технологий Института
бизнес-коммуникаций СПГУТД. Е-mail: racoonracoon@mail.ru


Шевченко Татьяна Юрьевна — магистрант кафедры дизайна интерьера СПГУТД. E-mail:shevchenko@gmail.com