Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /

Вестник № 2. 2010 Серия 2. Искусствоведение.Филологические науки

Содержание

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

О. А. Ващук
Концепция радикального модернизма Дэна Фридмана (из истории графического дизайна «новой волны»)

С. А. Воронцова
Серийность в экслибрисе. отдельные примеры из истории книжного знака

Э.М.Глинтерник
Акцидентное творчество как основа становления проектной графики во второй половине XIX- начале XX столетия

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА

Н. Л. Нольде
Ирония и гротеск в пластике Вадима Сидура

Н. А. Иванов
Отражение действительности в орнаменте и проектное творчество

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. А. Лаврентьева
История графического дизайна и обучение дизайнера-графика

Г. В. Вершинин
Об особенностях художественного образования и проблемах его развития

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕКСТОЛОГИЯ

О. И. Тиманова
Отечественная «сказочная» книга xix века социокультурный дискурс (статья вторая)

Д.Г.Алилова
Переводы и авторские конъектуры Т. Грея к древневаллийским текстам

О. Б. Кафанова
Полилог об искусстве (Тургенев-Флобер-Ж.Санд)

Л.П.Дмитриева
Особенности восприятия детективных новелл Э. По в России

Е. Н. Лисицкая
Мотив творчества в поэме Н. А. Клюева «Погорельщина»

О. О. Белоусова
Своеобразие жанра сектантских духовных песнопений в творчестве Н. А. Клюева

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Е. В. Колосько
Судьба слова украина в русском языке

Я. Ф. Манукян
Лингвокультура военного социума на примере репрезентации наградной системы Германии

Сведения об авторах

Информация для авторов

Table of contents

Содержание

Table of contents

HISTORY AND THEORY OF DESIGN

O.A. Vashchuk
The concept of dan friedman's radical modernism (a history of "new wave" graphic design)

S. A. Vorontsova
Serially ex-libris. Selected examples from the history of bookplates

E. M. Glinternik
Accidental creativity as a basis for formation of design drawing in second half XIX-beginning of XX century

ART CRITIQUE, DECORATIVE ARTS, ARCHITECTURE

N. L. Nolde
The irony and the grotesque in Vadim Sidur's plastic art.

N. A. Ivanov
Validity reflexion in an ornament and design creativity

ART EDUCATION

E. A. Lavrent'eva
The history of graphic design and training of a graphic designer

G. V. Vershinin
About features of art education and problems of its development

HISTORY AND THEORY OF LITERATURE. TEXTUAL CRITICISM

О. I. Timanova
Russian "fairy” book of the xix century:socio-cultural discourse(the second article)

J. G. Alilova
Grays translations and his conjectures to old welsh poetry

О. B. Kafanova
Polylogue on art (Turgenev - Flaubert - George Sand)

L. P. Dmitrieva
The russian reception of Edgar Poe's detective cycle and its features

E. N. Lisitskaya
The theme of art and the characters of artists in N. A. Kluev’s poem "Pogorelschina"

0. 0. Belousova
The peculiarity of the genre of pastiche sectarian religious chants  in N. A. Klyuev’s works

E. V. Kolosko
The fate of the word ukraine in russian

J. A. Manukyan
Linguistic culture of the military society on an example of representing premium system in German

Аннотации и ключевые слова

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

О. А. Ващук
Концепция радикального модернизма Дэна Фридмана (из истории графического дизайна «новой волны»)

Статья посвящена творчеству одного из ярчайших представителей «новой волны», графического дизайна в США —Дэниэлу Фридману (1945–1995). Неординарная личность, талантливый педагог и одновременно эпатажный худож$ник, Фридман известен как автор художественной концепции радикального модернизма. В статье также рассматри$ваются философские аспекты творчества мастера, в целом характерные для проектной культуры постмодернизма

Ключевые слова:Дэн Фридман, типографика «Новой волны», дизайн США, графический дизайн, корпоративныйстиль, типографика

С. А. Воронцова
Серийность в экслибрисе. отдельные примеры из истории книжного знака

Статья рассматривает такое явление в жанре книжного знака как серийность. Серии экслибрисов начали формиро$ваться со времени зарождения книжного знака, и традиция не прервалась до сегодняшнего дня. Статья приводитавторскую классификацию, характеристику и анализ различных типов серий, которые проиллюстрированы конкретными примерами из истории

Ключевые слова: экслибрис, серийность, классификация, назначение

Э.М.Глинтерник
Акцидентное творчество как основа становления проектной графики во второй половине XIX- начале XX столетия

Статья посвящена одной из страниц истории отечественного графического дизайна — периоду становления,когда основными исполнителями массовой тиражной графики в типографиях являлись акцидентные наборщики.В статье рассматриваются требования, предъявлявшиеся к этой профессии, возможности получения специальногообразования, преемственность основ акцидентного творчества в современной профессии дизайнера$графика

Ключевые слова: графический дизайн, акцидентный набор, художественное образование, акциденция, типогра$фика

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, АРХИТЕКТУРА

Н. Л. Нольде
Ирония и гротеск в пластике Вадима Сидура

Вработе рассматриваются ирония и гротеск как важные составляющие художественного мышления, драматическогомира и пластического творчества советского художника Вадима Сидура, пережившего тяжелое ранение во времявойны. Художник сумел воплотить в искусстве свою тревогу о судьбе человека и человечества в целом

Ключевые слова: гротеск, пластика, Вадим Сидур

Н. А. Иванов
Отражение действительности в орнаменте и проектное творчество

Встатье анализируются способы отражения действительности в проектном творчестве на примере орнамента, изуча$ются пути, с помощью которых дизайнер осуществляет перенос образа из окружающего его мира в орнаментальныесюжеты. Особое внимание уделяется рассмотрению условности изображения в орнаментальном мотиве

Ключевые слова: отражение действительности, проектное творчество, орнаментальные сюжеты, условностьизображения

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. А. Лаврентьева
История графического дизайна и обучение дизайнера-графика

Рассматривается принцип организации материала по истории графического дизайна как учебной дисциплинев подготовке современного дизайнера$графика

Ключевые слова: графический дизайн, история, учебная дисциплина, современный дизайнер-график

Г. В. Вершинин
Об особенностях художественного образования и проблемах его развития

В статье рассматривается развитие художественного образования в исторической перспективе, анализируется зару$бежная практика постановки специального художественного образования в сфере дизайна. В контексте рассматри$ваемой проблемы автором кратко формулируются задачи в области художественного образования и очерчиваетсякруг проблем, решение которых позволит готовить специалистов в области дизайна на ином качественном уровне

Ключевые слова: дизайн, проектная культура, художественное образование, художественная школа, образовательная среда

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕКСТОЛОГИЯ

О. И. Тиманова
Отечественная «сказочная» книга xix века социокультурный дискурс (статья вторая)

В статье рассматривается феномен лубочно$массовой сказки, сформировавшийся в России 1830–1890$х гг.Настаивая на необходимости междисциплинарного (комплексного) подхода к явлениям книжной культуры, ав$тор рассматривает социокультурную природу творчества писателей «второго ряда». Социокультурема «черного»книжного рынка становится инструментом анализа и выявления факторов, повлиявших на демократизацию и«массовизацию» литературно-письменной отечественной сказочной традиции и «сказочного» книгоиздания

Ключевые слова книга, книжная культура, лубочная сказка, массовое издание, «черный» книжный рынок,социокультурный дискурс

Д.Г.Алилова
Переводы и авторские конъектуры Т. Грея к древневаллийским текстам

Переводы Грея из средневековой валлийской поэзии как и его исследования поэтики бардовского стиха, выполненные с целью проследить эволюцию национальной просодии, указывают на непрерывность развитой поэтическойтрадиции Камбрии.Встиховедческих конъектурах Грея к старинной поэзии выделен один из ранних этапов развитиянациональной просодии, где прослеживается влияние и кельтской поэтики

Ключевые слова: валлийский, бард, конъектура, средневековый, мнемонический, ода, просодия

О. Б. Кафанова
Полилог об искусстве (Тургенев-Флобер-Ж.Санд)

В статье рассматривается полемика об искусстве, развернувшаяся между Тургеневым, Флобером иЖорж Санд. Речьидет о трех основных направлениях дискуссии: это вопросы о месте литературы и искусства в жизни общества, оприроде художника, артиста и, наконец, проблема соотношения субъективного и объективного начал в творчестве.Каждый из участников этого межкультурного полилога выполнял свою функцию: Жорж Санд являлась образцомгармоничной личности, Тургенев — был «гением гармонии и меры» в творчестве, а Флобер явился инициаторомполемического дискурса

Ключевые слова: межкультурный полилог, дискурс, природа артиста, понятия субъективности и объективностихудожественного творчества

Л.П.Дмитриева
Особенности восприятия детективных новелл Э. По в России

Жанр детектива зародился в творчестве Э. По. В статье охарактеризованы основные вехи критической и переводче$ской рецепции детективных новелл По в России с учетом историко$литературного контекста

Ключевые слова: рецепция, детектив, логическая новелла, новелла самообличения

Е. Н. Лисицкая
Мотив творчества в поэме Н. А. Клюева «Погорельщина»

ПоэмаН. А. Клюева «Погорельщина» (1928) посвящена трагической судьбе русского крестьянства. Тема творчестваявляется ведущей в поэме, а образы творцов несут в себе главную идейно$смысловую нагрузку, соединяя основныемотивы произведения и преобразовывая их в единое эпическое полотно об историческом пути и судьбе крестьянскойРоссии, утратившей духовные ориентиры существования. За образно$поэтическими картинами поэмы прогляды$вают реальные исторические черты происходящего в России в 20-е гг. XX в., когда разрушаются и грабятся храмы,монастыри, уничтожаются самые ценные, почитаемые в народе как чудодейственные, иконы

Ключевые слова: тема, мотив, идея, художественный образ, фольклорно$мифологические прообразы, анализ иинтерпретация

О. О. Белоусова
Своеобразие жанра сектантских духовных песнопений в творчестве Н. А. Клюева

Базовая проблема поэзии Николая Клюева — стилизация. Это отличительный признак биографии литераторов,свойственный эпохе русского символизма. Стилизация сектантских песен наиболее полно отражает историческуюмодель самобытного мира, а также особенности старообрядческих, языческих, хлыстовских культур, языка Север$ного фольклора. Индивидуально$авторский стиль Николая Клюева в своей основе имеет экстралингвистическийфактор, органически связанный с фольклорной стилизацией, и восходит от почвы, от старообрядческих корней, врезультате чего, помимо воли и сознания автора, приводит к мифическому истоку

Ключевые слова: сектантские песнопения, фольклорная стилизация, мифотворчество, хлыстовство, богострои$тельство

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

Е. В. Колосько
Судьба слова украина в русском языке

Статья посвящена лексике, образующей гнездо слов с основой украй в русском литературном языке и в диалектнойречи XVII, XIX и XX в. В статье рассматривается семантическое и словообразовательное развитие этих слов

Ключевые слова: языковая система, семантическое развитие, актуальное значение, производное слово, диалектнаялексика

Я. Ф. Манукян
Лингвокультура военного социума на примере репрезентации наградной системы Германии

В статье рассматривается один из концептов языка немецких солдат (deutsche Soldatensprache) — «знаки отличияГермании», репрезентацию его компонентов в тезаурусе военнослужащих периода двух мировых войн. В ис$следовании осуществляется анализ концепта с позиций когнитивно$репрезентативных номинаций — маркеровкультурно$исторической эпохи. В работе использован лингвокультурологический метод анализа лингвистическихи экстралингвистических факторов, предопределивших вектор движения концепта внутри концептосферы deutscheSoldatensprache

Ключевые слова: немецкий солдатский язык, ордена и медали Германии, коммуникативный дискурс, концепт

 Annotations and key words

HISTORY AND THEORY OF DESIGN

O.A. Vashchuk
The concept of dan friedman's radical modernism (a history of "new wave" graphic design)

Article is devoted to creativity of one of the brightest representatives of the ''new wave'' of graphic design in the UnitedStates — Daniel Friedman (1945–1995). Extraordinary personality, a talented teacher and shocking artist at once, Friedmanis known as the author of the artistic conception of radical modernism. The article also discusses the philosophical aspects ofthe master's, in general characteristic for the design culture of postmodernism

Key words:Dan Friedman, typography ''New Wave'', the U. S. design, graphic design, corporate identity, tipografika

S. A. Vorontsova
Serially ex-libris. Selected examples from the history of bookplates

Such phenomenon in a bookplate genre as ex$libris series are considered. Appeared since the time of a bookplate origin, thetradition of ex$libris series was't broken till today. The article presents the author's classification, characteristic and the analysisof various types of series which are illustrated by specific examples of a bookplate history

Key words: ex-libris, series, classification, purpose

E. M. Glinternik
Accidental creativity as a basis for formation of design drawing in second half XIX-beginning of XX century

Article is devoted one of pages of history of domestic graphic design — to the formation period when the basic executorsmass schedules in printing houses were accidental type$setters. In article the requirements shown to this trade, possibility ofreception of the vocational education, continuity of bases of accidental creativity in modern graphic designer profession areconsidered

Key words: graphic design, an accidental set, an art education, accident, typographics

ART CRITIQUE, DECORATIVE ARTS, ARCHITECTURE

N. L. Nolde
The irony and the grotesque in Vadim Sidur's plastic art.

We consider the irony and the grotesque as important components of creative thinking, dramatic world and plastic art of Sovietartist Vadim Sidur. Badly wounded during the war he managed to embody in the art his anxiety about the fate of man andmankind as a whole

Key words: grotesque, plastic art, Vadim Sidur

N. A. Ivanov
Validity reflexion in an ornament and design creativity

The ways of reflection of outer space into ornament in designing are analyzed by the article. Image transferred into ornamentby conventional way is the main focus of the review

Key words: validity reflexion, design creativity, ornamental plots, convention of the image

ART EDUCATION

E. A. Lavrent'eva
The history of graphic design and training of a graphic designer

The principles of organization of the material on the history of graphic design as an academic discipline in the trainingof modern graphic designer is considered

Key words: organization, history, graphic design, training, graphic designer

G. V. Vershinin
About features of art education and problems of its development

In article art education development in historical prospect is considered, foreign practice of statement of special art educationin design sphere is analyzed. In a context of a considered problem the author short formulates problems in the field of arteducation and the circle of the problems which decision will allow to prepare experts in the field of design at other qualitativelevel is outlined

Key words: design, design culture, art education, art school, the educational environment

HISTORY AND THEORY OF LITERATURE. TEXTUAL CRITICISM

О. I. Timanova
Russian "fairy” book of the xix century:socio-cultural discourse(the second article)

The phenomenon of a lubochno$mass fairy tale generated in Russia of 1830–1890th is discussed. Insisting on necessity ofthe interdisciplinary (complex) approach to the phenomena of book culture the author considers the socio$cultural nature ofcreativity of the writers so cold «the second row». Socio$cultural rime «the black» book market becomes the tool of the analysisand revealing of the factors which have affected on democratization and massovization of literary domestic fantastic traditionand «fairy» book publishing

Key words: book, book culture, a basten (lubok) fairy tale, a popular edition, the «black» book market, a socio-cultural discourse

J. G. Alilova
Grays translations and his conjectures to old welsh poetry

Gray's translations of some abstracts frommedieval Welsh poetry and his research of old bards' verses carried out to consider theevolution of the national prosody reveal persistency of elaborate poetical tradition flourished in Cambria. Gray's conjecturesto old bards' poetry highlight the early evolution of the national prosody developed on the basis of the Celtic poetics too

Key words: Welsh, bard, conjecture, medieval, mnemonic, ode, prosody

О. B. Kafanova
Polylogue on art (Turgenev - Flaubert - George Sand)

The article focuses on discussions of art among Turgenev, Flaubert and George Sand. The three main problems raised in thediscussion include the place of literature and art in the life of society, the nature of artist and correlation between subjectiveand objective matters in creativity. Each of the participants of this intercultural polylogue fulfilled his or her function: GeorgeSand was a model of harmonious personality, while Turgenev was «a genius of harmony and balance» and Flaubert initiatedthe polemic discourse

Key words: intercultural polylogue, discourse, nature of artist, subjectiveand objective matters of arts

L. P. Dmitrieva
The russian reception of Edgar Poe's detective cycle and its features

E. Poe was the first to write a detective story thus developing the genre. Taking into consideration literature and history, theauthor of the article reviews how Russian interpreters and critics perceived these detective stories at different stages of theirreception

Key words: reception, detective, ratiocination story, selccusation story

E. N. Lisitskaya
The theme of art and the characters of artists in N. A. Kluev’s poem "Pogorelschina"

N. A. Kluev's poem ''Pogorelschina'' is devoted to the tragic fortune of Russian peasantry. The leitmotif of the poem is thetheme of Art, and the characters of artists carry in itself the main ideological$semantic loading, connecting the basic motivesof the work and transforming them in joint epic picture of the historical way and fate of peasant Russia, which lost the innerreferences of existence. Behind the vivid$poetic pictures of the poem one can see the real historical facts that happened to bein Russia during the 20th years of the 20th century. At this very period were temples and monasteries destroyed and plundered,and the most valuable, reverent by people as wonder$working icons were raped

Key words: theme, motif, idea, word picture, folklore$mythological foretypes, analysis and interpretation

0. 0. Belousova
The peculiarity of the genre of pastiche sectarian religious chants  in N. A. Klyuev’s works

Pastiche is the base problem of Nikolay Kluev's poetry. It is a distinctive attribute of the biography of the writers, characteristicfor the era of Russian symbolism. Stylization of sectarian songs more complete reflects historical model of the original nature,as well as particular features of old believe, pagan, chlistov's cultures, and the language of Northern folklore. In its basis NikolayKlyuyev's individual style has the extralinguistic factor connected integrally with folklore pastiche, and ascends from ground,from old believe origins, therefore, besides author's will and consciousnesses, leads to a mythical source

Key words: sectarian canticles, folklore pastiche, creature of myths, God$building

E. V. Kolosko
The fate of the word ukraine in russian

The article deals with lexis forming world nest with the stem ukrai in Russian literary language and dialects of XVIII, XIXand XX cc. The article focuses on world$forming development and semantic changes in these words

Key words: language system, world$forming development, semantic changes, actual meaning, derivate

J. A. Manukyan
Linguistic culture of the military society on an example of representing premium system in German

Thе аrtiсlе соnсеrns оnе оf thе соnсерts оf thе lаnguаgе оf German soldiers (deutsche Soldatensprache) — ''Gеrmаnу'sinsigniа'', thе rерrеsеntаtiоn оf its соmроnеnts in thе thesaurus оf thе sеrviсеmеn оf thе реriоd оf bоth wоrld wаrs. Тhе rеsеаrсhgivеs thе аnаlуsis оf thе соnсерt from thе соgnitivе and rерrеsеntаtivе nоminаtiоns' роint оf view — thе marks оf thе сulturаland histоriсаl реriоd. The rеsеаrсh uses the linguaculturelogical method of the аnаlуsis оf linguistic and ехtrа$linguistiс fасtоrs,which has defined thе vесtоr оf thе соnсерt's mоvеmеnt within thе соnсерt sрhеrе deutsche Soldatensprache

Key words: gеrmаn sоldiеrs' lаnguаgе, оrdеrs аnd mеdаls оf Gеrmаnу, соmmuniсаtivе disсоursе, соnсерt