Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /

№ 2, 2015 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Э. М. Глинтерник
Социокультурная обусловленность раннего этапа развития графического дизайна в России.

Е. В. Воробьева
Текст как основа художественного произведения в искусстве московского концептуализма.

А. Н. Клeйненберг
Итальянская футуристическая книга как явление книжного дизайна

Д. Н. Куликова
Иконы Гурия Никитина: к вопросу об атрибуции

К. К. Глинтерник
Tоварный знак как явление графического дизайна в публикациях 1920‑х годов.

В. В. Лаптев, К. Э. Егорова
Проблемы навигационного дизайна Московского вокзала Санкт-Петербурга.

Е. Ю. Лобанов, Е. Д. Марчукова
Идеи пространственных городов XX века, их актуальность и переосмысление в наши дни.

Е. А. Петухова
«Салон Ста»: история выставочной деятельности и графическое наследие (1894–1900 гг.)

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Э. К. Александрова
«Не хочу больше подавать, хочу сама есть…»: «Ленинская кухарка» на страницах «Вечера у Клэр» Газданова.

Д. Г. Алилова
Антиномичность как доминанта двух поэтик… английского Просвещения (Джонсон vs. Грей)

Р. С. Переславцева
Образ «другого» в произведениях П. П. Инфантьева и Г. П. Белорецкого, посвященных русско-японской войне 1904–1905 гг.

Т. А. Тернова
Поэтологическая теория русского литературного экспрессионизма.

В. В. Васильев
Музей и СМИ. Опыт самопрезентации.

И. Г. Дашевская
Маркетинговая архитектура Лувра: особенности создания коммуникативной среды

Л. Г. Фещенко
Теория и практика рекламного текста. Часть 2

Table of contents

Vestnik № 2. 2015. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE

E. Glinternik
Sociocultural conditionality of the early stage development of graphic design in Russia

Е. Vorobieva
Text as a basis for the work of art in the art of Moscow Conceptualism

A. Kleinenberg
Italian futurist book as a phenomenon of book design.

D. Kulikova
Icon painting of Gury Nikitin: some attributed works

K. Glinternik
The trademark as a phenomenon of graphic design in publications of the 1920th years

V. Laptev, X. Egorova
Problems of navigation design of the Moskovskiy Station in St. Petersburg.

E. Lobanov, E. Marchukova
Ideas on spatial cities of the twentieth century, their relevance and rethinking today

E. Petuchova
«Salon of Hundred»: history of exhibition activity and graphic heritage (1894–1900)

LITERATURE SCIENCES

E. Alexandrova
The «Lenin's cook» in the novel «An evening with Claire» by Gaito Gazdanov.

J. Alilova
Antinomy as Dominant in the Two Poetics of the Enlightenment England (Johnson vs. Gray)

R. Pereslavtseva
The image of the “other” in the works of Р. Infantiaev and G. Beloretsky devoted to the Russian-Japanese war 1904–1905

T. Ternova
Poetology of Russian literary Expressionizm.

V. Vasiliev
Museum and the media. The experience of self

I. Dashevskaya
Marketing of Louvre: features create a communicative environment

L. Feshchenko
Theory and practice of advertising text.

Аннотации и ключевые слова

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Э.М. Глинтерник

Социокультурная обусловленность раннего этапа развития графического дизайна в России.

В статье рассматриваются условия развития графического дизайна в России на раннем этапе развития. Прослеживается взаимосвязь между развитием экономических отношений, техническим прогрессом в полиграфии, активной выставочной деятельностью и потребностью в визуальной рекламной коммуникации

Ключевые слова дизайн-графика, история графического дизайна, визуальная рекламная коммуникация, российская дизайн-графика.

Е.В. Воробьева

Текст как основа художественного произведения в искусстве московского концептуализма.

В статье рассматриваются произведения художников московского концептуализма, в которых текст является доминирующим художественным приемом. Для анализа было выбрано творчество трех отцов-основателей данного направления: Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и Эрика Булатова

Ключевые слова московский концептуализм, доминирующий художественный прием.

А.Н. Клeйненберг

Итальянская футуристическая книга как явление книжного дизайна

В статье рассматриваются наиболее значимые книги итальянских футуристов, оформление которых свидетельствует об их внимании к типографике и приёмам эмоциональной коммуникации. Автор рассматривает как футуристы ещё в начале XX века предвосхитили типографический переворот, произошедший в конце 60-х годов

Ключевые слова футуризм, манифест, книги, типографика, художественный метод.

Д.Н. Куликова

Иконы Гурия Никитина: к вопросу об атрибуции

Статья посвящена трем приписываемым Гурию Никитину иконописным произведениям, которые аргументированно атрибутированы, но мало изучены. Стилистический анализ икон проводится в постоянном сравнении с подлинными работами автора

Ключевые слова: древнерусское искусство XVII века, иконопись, Гурий Никитин, атрибуция.

К.К. Глинтерник

Товарный знак как явление графического дизайна в публикациях 1920‑х годов.

Статья посвящена раннему этапу становления теории формообразования товарного знака в России. Рассматриваются публикации 1920 - начала 1930-х годов, в которых уделялось внимание проблеме использования товарного знака в практике графического дизайна и выдвигался тезис о максимальной общедоступности и художественной актуальности графического изображения

Ключевые слова: графический дизайн, товарный знак, Р. Дрюбин, Б. Земенков, история графического дизайна.

В.В. Лаптев, К.Э. Егорова

Проблемы навигационного дизайна Московского вокзала Санкт-Петербурга.

Рассмотрены проблемы информационной графики, возникающие в процессе формирования навигационных систем. Основное внимание уделяется формированию карт, указателей и знаков, необходимых для ориентирования в среде. Подробно рассмотрены и проанализированы недостатки навигационного дизайна Московского вокзала Санкт-Петербурга, в том числе расположение графического образа в пространстве, параметры пространственно-масштабных ориентиров, а также унификация знаковой системы

Ключевые слова инфографика, навигационный дизайн, коммуникативный дизайн, Московский вокзал в Санкт-Петербурге, пиктограммы.

Е.Ю. Лобанов, Е.Д. Марчукова

Идеи пространственных городов XX века

Структурные недостатки современных городов становятся причиной многочисленных проблем для их жителей. В статье анализируются идеи пространственных городов ХХ века, в том числе в неосуществленных проектах. Показаны преимущества ярусного освоения городского пространства, автоматизированных систем жизнеобеспечения и фрактальной структуры застройки

Ключевые слова градостроительство, пространственные города, футурология, фрактальная геометрия.

Е.А. Петухова

«Салон Ста»: история выставочной деятельности и графическое наследие (1894–1900 гг.)

Статья посвящена собранию плакатов для серии выставок «Салон ста» (Salon des cent), которые организовывались с 1894 по 1900 г. художественно-литературным журналом «Ля Плюм» (La Plum). Плакаты разнообразны тематически, к их созданию привлекались отдельные художники, нередко рекламировавшие собственные выставки в рамках салона. В статье рассматривается история создания и проведения выставок, а также в целом характеризуется данное графическое наследие

Ключевые слова плакат, афиша, дизайн, рекламный плакат, рекламная графика, реклама, искусство XIX века.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Э.К. Александрова

«Не хочу больше подавать, хочу сама есть…»: «Ленинская кухарка» на страницах «Вечера у Клэр» Газданова.

Статья посвящена знаменательным эпизодам романа Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (1929), объединенным героями одного социального слоя. Анализ сцен о кухарках вскрывает рецепцию образа «ленинской кухарки» (получившего распространение благодаря политическому плакату И. П. Макарычева и С. Б. Раева 1925 г.) как символа «подмены» социальных ролей, социального безвременья, что отражает реальный исторический контекст. Толкование означенных фрагментов расширяется за счет привлечения интертекстуального комментария

Ключевые слова Газданов, «Вечер у Клэр», кухарка, революция.

Д.Г. Алилова

Антиномичность как доминанта двух поэтик… английского Просвещения (Джонсон vs. Грей)

В статье рассматриваются ключевые принципы поэтик Томаса Грея и Сэмюэла Джонсона. Антиномичность как доминанта поэтик этих двух значимых фигур английского Просвещения прослеживается в их восприятии поэтического искусствастихотворных приемов, семантики ритма

Ключевые слова поэтика, антиномия, Просвещение, Томас Грей, Сэмюэл Джонсон.

Р.С. Переславцева

Образ «другого» в произведениях П. П. Инфантьева и Г. П. Белорецкого, посвященных русско-японской войне 1904–1905 гг.

Статья посвящена произведениям Г. П. Белорецкого и П. П. Инфантьева о русско-японской войне 1904–1905 гг. Авторы уделяют значительное внимание образу «другого», который в рассказе Инфантьева замещает образ врага, а в цикле рассказов Белорецкого война превращает китайцев из “других”, “странных”, но потенциально “своих”, в “чужих” и врагов

Ключевые слова Г. П. Белорецкий, П. П. Инфантьев, образ врага, образ “другого”, русско-японская война 1904–1905 гг.

Т.А. Тернова

Поэтологическая теория русского литературного экспрессионизма.

Предметом исследования в статье стала поэтология русского литературного экспресcионизма (группы И. Соколова, «объединения «Московский Парнас» и др.). Поэтологический сюжет экспрессионистов рассмотрен на фоне футуристического. Доказывается, что новизна позиции экспрессионистов состоит в том, что носителем активного миропреобразовательного начала объявляется эмоция, а не слово как таковое. В целом же экспрессионизм выступает как вторичное литературное явление по отношению к футуризму и имажинизму (также развивавшему ряд футуристических идей). Так, типично для того литературного потока, к которому принадлежит экспрессионизм, использование автометаописаний, отказ от образа Музы, физиологизация самого момента вдохновения и образа поэта. Оригинален круг имен, составляющих персоносферу экспрессионистского поэтологического сюжета (Хлебников, Блок, Киплинг, Клейст и др.). Предпочтение отдается романтикам по причине присущего их поэзии культа эмоциональности

Ключевые слова экспрессионизм, футуризм, поэтология.

В.В. Васильев

Музей и СМИ. Опыт самопрезентации.

На некоторых примерах проектной и выставочной работы Государственного Эрмитажа, нацеленных на популяризацию современного западного искусства, статья дает представление о состоянии дел в сфере PR музейного сообщества в целом. Статья адресована специалистам отделов связей с общественностью и вполне может пригодиться при выработке и конструировании форм и методов PR-технологий, способствующих самопрезентации музея

Ключевые слова музей, самопрезентация, PR-технологии, выставка, проект.

И.Г. Дашевская

Маркетинговая архитектура Лувра: особенности создания коммуникативной среды

Автор описывает маркетинговые усилия, которые предпринимаются специалистами музея «Лувр» для привлечения посетителей. В частности, анализируется количество посетителей музея, предлагается к рассмотрению категоризация посетителей и варианты ознакомления с экспозицией, исследуется маркетинговая политика в сфере музейных коммуникаций

Ключевые слова Лувр, музей, маркетинг музеев, коммуникации, категории посетителей музея..

Л.Г. Фещенко

Теория и практика рекламного текста. Часть 2

В первой части статьи нами была обоснована авторская методика анализа рекламного текста, ориентированная на исследовательские задачи [1]. Данный подход позволяет обеспечить необходимую репрезентативность полученных результатов при отсутствии клиентского брифа. Во второй части рекламный текст рассматривается в аспекте универсальных технологических процедур, автор показывает, как реконструировать бриф по конечному коммуникативному продукту, уточняет границы маркетинговой и рекламной информации

Ключевые слова маркетинговая информация, рекламная информация, основы брифологии,

Annatation and key words

ART CRITIQUE

E. Glinternik

Sociocultural conditionality of the early stage development of graphic design in Russia

The author considers the conditions of graphic design in Russia at the early stage of development. Relationship between the development of economic relations, technological advances in printing, active exhibition activities and the need of visual advertising communication is traced

Keywords design-graphics, history of graphic design, visual advertising communication, Russian design-graphics.

Е. Vorobieva

Text as a basis for the work of art in the art of Moscow Conceptualism

The author examines works of artists of the Moscow conceptualism, in which the text is the dominating artistic touch. For the analysis creativity of three founding fathers of this direction was chosen: Ilya Kabakov, Viktor Pivovarov, Eric Bulatov

Keywords Moscow conceptualism, the text, the dominating artistic touch, Ilya Kabakov, Viktor Pivovarov, Eric Bulatov.

A. Kleinenberg

Italian futurist book as a phenomenon of book design.

The article deals with the most important books of the Italian Futurists, whose design proves their attention to typography and emotional communication techniques. The author examines how futurists in the early XX century anticipated typographic coup, which occurred in the late 60s

Keywords: futurism, manifesto, books, typography, artistic method.

D. Kulikova

Icon painting of Gury Nikitin: some attributed works

The author considers three ascribed to Gury Nikitin icon-painting works reasonably attributed, but little studied. Stylistic analysis of the icons is conducted in constant comparison with Nikitin’s original works

Keywords: ancient Russian art of the XVII century, icon painting, Gury Nikitin, attribution.

K. Glinternik

The trademark as a phenomenon of graphic design in publications of the 1920th years

The article is devoted to the early stage of trademark theory formation in Russia. Publications 1920 - the beginnings of the 1930th years are considered. At these works the attention to a problem of using trademark in practice of graphic design was paid and the thesis about the maximum general availability and art relevance of a graphic representation moved forward

Keywords graphic design, trademark, R. Dryubin, B. Zemenkov history of graphic design.

V. Laptev, X. Egorova

Problems of navigation design of the Moskovskiy Station in St. Petersburg.

The article discusses the problem of information graphics, resulting in the formation of the navigation systems. The focus is on the formation of maps, signs and symbols necessary for orientation in the environment. We considered in detail and analyzed the design flaws of the navigation of the Moskovskiy Station in St. Petersburg, including the location of a graphic image in the space of parameters of space-scale benchmarks, as well as the unification of the sign system

Keywords infographics, navigation design, communication design, Moskovskiy Station in St. Petersburg, pictograms.

E. Lobanov, E. Marchukova

Еvolution of ideas on spatial cities in xx-xxI centuries

Structural weaknesses of modern cities causes many problems for their residents. The authors analyze the ideas of spatial cities of the twentieth century, including unrealized projects. The advantages of tiered development of urban space, automated life-support systems and the fractal structure of buildings are demonstrated

Keywords urbanism, spatial cities, futurology, fractal geometry.

E. Petuchova

«Salon of Hundred»: history of exhibition activity and graphic heritage (1894–1900)

The article is devoted to posters created for the series of exhibitions «Salon des cent» organized by magazine «La Plume» from 1894 to 1900. Posters diverse thematically and created by individual artists. The author considers the history of exhibitions, as well as a complete graphic heritage

Keywords poster, poster, design, board, advertising graphics, advertising poster, art of the XIX century.

LITERATURE SCIENCES

E. Alexandrova

The «Lenin's cook» in the novel «An evening with Claire» by Gaito Gazdanov.

The present study is an analysis of the significant episodes of the novel «An evening with Clare» (1929) by Gaito Gazdanov (Russian emigré writer of the junior generation) about the characters united one social stratum — the cooks. Analysis of these scenes reveals reception of the image the «Lenin”s cook» (get spread by the political poster by I. P. Makarychev and S. B. Raev 1925) as a symbol of «spoofing» of social roles, social stagnation, which reflects the actual historical context. The interpretation of this fragments expands by intertextual comment

Keywords Gazdanov, «An evening with Clare», cook, revolution.

J. Alilova

Antinomy as Dominant in the Two Poetics of the Enlightenment England (Johnson vs. Gray)

The article focuses on the key principles of poetics in the art of Thomas Gray and Samuel Johnson. Antinomy as poetics dominant in the art of the two leading figures of the Enlightenment England is revealed in their perception of poetic art, poetic devices, and the semantics of rhythm

Keywords poetics, antinomy, Enlightenment, Thomas Gray, Samuel Johnson.

R. Pereslavtseva

The image of the “other” in the works of Р. Infantiaev and G. Beloretsky devoted to the Russian-Japanese war 1904–1905

The article is dedicated to the works of G. Beloretsky and P. Infantiatv about the Russian-Japanese war 1904–1905. Authors devote considerable attention to the image of the “other”, who in Infantiaev”s story replaces the image of the enemy, and in the cycle of Beloretsky”s stories war turnes the Chinese from “other”, “strange” but potentially “ours” in “strangers” and enemies

Keywords G. Beloretsky, P. Infantiaev, the enemy image, the image of the “other”, the Russian-Japanese war 1904–1905.

T. Ternova

Poetology of Russian literary Expressionizm.

The subject of the study was the poetology of Russian literary Ekspresisonizm (H. Sokolov, «Moscow Parnassus», etc.). Expressionist`s poetological plot considered against the backdrop of futuristic. It is proved that the novelty of the position of the expressionists is that consider it possible to change the world through emotions, not through the word itself. In general, expressionism acts as a secondary literary phenomenon in relation to futurism and imagism (also developed a series of futuristic ideas). Thus, typical of the literary stream belongs to expressionism, the chanting itself, the rejection of the image of the Muses, description of the physiology of the moment of inspiration and the image of the poet. Original list of meaningful names for the expressionists (Khlebnikov, Block, Kipling, Kleist and others). Preference is given to romantics due to their inherent poetry of the cult of emotion

Keywords Expressionism, Futurism, poetics.

V. Vasiliev

Museum and the media. The experience of self

On some examples of project and exhibition work of the State Hermitage aimed at promoting of modern western art, article gives an idea of a state of affairs in the sphere of PR of museum community in general. Article is addressed to specialists of departments of public relations, and can quite be useful at development and designing of forms and methods of the PR technologies promoting self-presentation of the museum

Keywords museum, self-presentation, PR technologies, exhibition, project.

I. Dashevskaya

Marketing of Louvre: features create a communicative environment

The author describes the marketing efforts that are being made by experts of the Museum «Louvre» to attract visitors: the analysis of the number of visitors, the categorization of visitors, marketing research museum communications

Keywords Louvre Museum, museums marketing, communication, categories of visitors of the museum

L. Feshchenko

Theory and practice of advertising text.

The article describes a complex method of analysis of the advertising text. The author describes the steps for creating text and describes how to work with Informaitsya

Keywords advertising text, marketing Information, advertising Information, communicative Technology, creative brief, method of analysis, the practice of advertising text.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Александрова Эльмира Камильевна — канд. филолог. наук, научный сотрудник отдела Новой русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. E-mail: egumerova@mail.ru
Алилова Джульетта Гаджиевна — д-р филолог. наук, доцент кафедры английского языка для востоковедов Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: alilovaj2003@yahoo.com
Воробьева Елизавета Владимировна — магистрант кафедры истории и теории искусств СПГУТД. E-mail: lizavetavorobieva@gmail.com
Глинтерник Константин Константинович — старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью ИБК СПГУТД
Глинтерник Элеонора Михайловна — д-р искусствов., профессор, зав кафедрой рекламы СПбГУ, член СПб Союза художников России и СПб Союза дизайнеров РФ. Е- mail: eglinternik@gmail.com
Дашевская Ирина Григорьевна — канд. экон. наук, доцент кафедры АНОО ВПО МИЭП при МПА ЕврАзЭС. E-mail: irina. g. dashevskaya@gmail.com
Васильев Виталий Васильевич — директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ. E-mail: artvita@bk.ru
Егорова Ксения Эдуардовна — магистрант института графического дизайна СПГУТД. E-mail: egorova-ksenya@rambler.ru
Клейненберг Александр Николаевич — ассистент кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникации ИБК СПГУТД. E-mail: skanesverk@yahoo.se
Куликова Дарья Николаевна — магистрант кафедры истории и теории искусств СПГУТД. E-mail: kulikovadarya1@yandex.ru
Лаптев Владимир Владимирович — канд. искусств., доцент института графического дизайна СПГУТД. E-mail:
laptevsee@yandex.ru
Лобанов Евгений Юрьевич — старший преподаватель кафедры дизайна оборудования в средовых объектах СПГУТД. E-mail: eulobanov@gmail.com
Марчукова Елизавета Дмитриевна — магистрант института дизайна пространственной среды СПГУТД. E-mail: elisabeth1993.14@gmail.com
Переславцева Руслана Станиславовна — канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова (Воронежский филиал). E-mail: west30@yandex.ru
Петухова Елена Андреевна — аспирант Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. E-mail: yelena.petukhova@gmail.com
Тернова Татьяна Анатольевна — д-р филолог. наук, доцент кафедры русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора Воронежского государственного университета. E-mail: tternova-1@mail.ru
Фещенко Лариса Георгиевна — канд. филолог. наук, доцент кафедры рекламы СПбГУ