Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /
№ 2, 2014 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

О. Н. Судакова
Купеческий мужской костюм XVIII–XIX веков

В. Г. Шевчук
Ранние статьи Р. Якобсона. (Теоретические основы отечественного авангарда)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ДИЗАЙНА

Б. К. Бондаренко
Автоцентры компании Mercedes-Benz: взаимосвязь дизайна с концептуальными позициями философии бренда

Т. В. Ковалева
Tворческий метод деконструктивизма в искусстве интерьера: художественные особенности

В. В. Лаптев
Особенности композиционного построения количественной инфографики

Д. М. Махо, П. Г. Махо
Основные тенденции в дизайне детской книги ленинградских художников 1960–1980‑х гг..

ФИЛОЛОГИЧЕСКЕ НАУКИ ФОЛЬКЛОР. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Н. Ю. Грякалова
Война, лубок и авангард (К визуальным источникам «сверхповести» Велимира Хлебникова «Война в мышеловке»)

А. А. Полякова
Роль притчи и притчевости в исторических произведениях украинского писателя Валерия Шевчука

К. И. Шарафадина
Исторические стадии символизации цветочно-растительного мира в разных культурах и ее фольклорно-литературные рецепции. (очерк второй)

КОММУНИКОЛОГИЯ. СОВРЕМЕННОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО

М. Э. Вильчинская-Бутенко
Корпоративная мифология как дискурсивная практика

A. Б. Гончаренко
Профессиональный медиадискурс в туризме

T. A. Захарс
Имидже-персонифицированный концепт работы ведущего в теории социальных коммуникаций

И. В. Малявкина
Использование разговорной лексики в PR-текстах при продвижении финансовых услуг

Е. В. Прохорович
Эмбиент медиа как составляющая рекламной коммуникации в городском медиапространстве

М. М. Сперанский
Условия эффективного брендинга отраслей российского производства

Table of contents

Vestnik № 2. 2014. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE. FINE ART

О. Sudakova
Merchant male costumes of the XVIII-XIX centuries

V. Shevchuk
R. Jacobson's early articles. (Тheoretical bases of national vanguard)

MODERN PROBLEMS AND DESIGN PRACTICE

В. Bondarenko
Auto-centers of the company Mercedes-Benz: the interrelatedness of design with conceptual positions of the brand philosophy

T.Kovaleva
Сreative methods of deconstruction in the art of interio: artistic features

V. Laptev
Features a composite construction of a quantitative infographics

D. Maho, P. Maho
Мajor trends in children's book design. Leningrad artists of 1960 - 1980 -ies.

PHILOLOGICAL SCIENCES
FOLKLORE.
HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

N. Gryakalova
War, splint and vanguard (Visual sources of "over novel" in Velimir Khlebnikov’s "War in a mousetrap")

А. Polyakova
Parable and stylistic peculiarities in Valerij Shevchuk’s historical prose

K. Sharafadina
The historical phases of symbolization flower-vegetable world in different cultures and folklore-literary reception (the second essay)

KOMMUNIKOLOGY MODERN MEDIA SPACE

M. Vilchinskaya-Butenko
Corporate mythology as a discursive practice

A. Goncharenko
Professional mediadiscourse in tourism

T. Zakhars
Image and personalized concept of work of anchorman in a theory social communications

I. Malyavkina
The use of spoken vocabulary in the PR-texts in promoting financial services

Е. Prokhorovich
Ambient media as a component of advertising communication media space in the city

M. Speranskij
Conditions for effective branding industries in Russia

Аннотации и ключевые слова

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

О.Н. Судакова
Купеческий мужской костюм XVIII–XIX веков

В статье прослеживается изменение купеческого мужского костюма как  явления «самодостаточной» культуры русского купечества от его появления на рубеже XVIII–XIX веков и до 50-60-х годов ХIХ века.

Ключевые слова: купеческий мужской костюм, купцы, иркутские купцы, реформа городского костюма в первой четверти XVIII века.

В.Г. Шевчук
Ранние статьи Р. Якобсона. (Теоретические основы отечественного авангарда)

В статье анализируются ранние статьи Р. Якобсона, которые отражают его размышления о формировании авангардных направлений в искусстве России и Европы 10-х – 30-х годов  ХХ века. Особый интерес представляют теоретические положения Р. Якобсона о роли формы: о цвете, соотношении различных образных систем (синтез искусств).

Ключевые слова: авангард, Р. Якобсон, время, пространство, художественная форма, цвет, фактура, синтез искусств.

Б.К. Бондаренко
Автоцентры компании Mercedes-Benz: взаимосвязь дизайна с концептуальными позициями философии бренда

Цель работы - выявление связи между корпоративными ценностями бренда компании Mercedes-Benz и их реализацией в архитектуре и дизайне автоцентров. Определено, что фундаментальными ценностями бренда Mercedes-Benz, являются такие позиции как технологическое лидерство, безопасность, комфорт, надежность, дизайн. Установлено, что ведущей идеей в объемно-планировочной организации автосалонов Mercedes-Benz является их функциональность, а в решении интерьеров обращение к стилистике хай-тек.

Ключевые слова: дизайн, бренд, автоцентр, хай-тек, подход.

Т.В. Ковалева
Творческий метод деконструктивизма в искусстве интерьера: художественные особенности

В статье рассматривается художественная практика архитекторов деконструктивизма в области искусства интерьера, выявляется связь основы оригинального творческого метода и композиционных решений интерьера.

Ключевые слова: искусство интерьера, деконструктивизм, методы и приемы проектирования

В.В. Лаптев
Особенности композиционного построения количественной инфографики

В статье рассматриваются особенности композиционных решений для количественной информационной графики. Проблемы пропорционирования показаны в исторической ретроспективе на основании мнений видных отечественных и зарубежных учёных XIX–XX вв. Затрагивается проблема эстетической адаптации инфографики. Автор уделяет основное внимание композиционным особенностям построения количественной графики — диаграмм. Это касается их формата, расположения графического образа на поле, параметров пространственно-масштабных ориентиров, а также экспликации и иллюстративного сопровождения.

Ключевые слова: инфографика, композиция, пропорция, диаграммы, картограммы, типографика, иллюстрация

Д.М. Махо, П.Г. Махо
Основные тенденции в дизайне детской книги ленинградских художников 1960 - 1980-х гг.

В статье обозначены основные направления в развитии дизайна детской книги ленинградской школы 1960-1980-х гг. Одно из них новый авангард, лишенный эпического социального звучания искусства 1920-х гг., где вместо пафоса рождения нового мира и формирования нового человека появляется либо яркая декоративность (Б. Калаушин), либо лирико-романтическое настроение (В. Топков, Г. Ковечук), либо карикатурная веселость (Л. Каминский, М. Беломлинский). Другое важное направление в книжном дизайне рассматриваемого периода связано с наследием «Мира искусства». В эту традицию одни художники 1960-1980-х гг. привносят лирическую мечтательность и романтическую отвлеченность (Г.А.В. Трауготы), другие – беспощадную иронию и острый сарказм (М. Майофис).

Ключевые слова: Дизайн детской книги, ленинградская школа книжной графики 1960-1980-х гг., художники детской книги, книжная и журнальная иллюстрация, Б. Калаушин, М. Беломлинский, Г. Ковенчук, Л. Каминский, А. Топков, альманах «Звездочка», журнал «Костер», журнал «Искорка», М. Майофис, Г.А.В. Трауготы, С. Остров, А. Аземша

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОЛЬКЛОР. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Н. Ю. Грякалова
Война, лубок и авангард (К визуальным источникам «сверхповести» Велимира Хлебникова «Война в мышеловке»)

В статье анализируются отдельные стихотворные тексты, вошедшие в поэму В. Хлебникова «Война в мышеловке», при этом сама поэма рассматривается как свойственная авангарду открытая динамическая структура («сверхповесть»). Выявляются визуальные источники ряда текстов, а именно – лубочные картинки периода Первой мировой войны. В данном контексте ставится вопрос о роли повседневной визуальной культуры в поэтике футуризма и авангарда и характере трансформации исходных образов.

Ключевые слова авангард футуризм поэтика «наивное искусство» экфрасис

А.А. Полякова
Роль притчи и притчевости в исторических произведениях украинского писателя Валерия Шевчука

В статье анализируется притчевое начало исторической прозы украинского писателя Валерия Шевчука: как жанра и жанровой разновидности (историческая притча и притчевая история), как художественного приема, как стиля, – позволяющее осмыслить историю украинцев на знаково-символическом уровне.

Ключевые слова: притча, притчевость, историзм.

К. И. Шарафадина
Исторические стадии символизации цветочно-растительного мира в разных культурах и ее фольклорно-литературные рецепции. (Очерк второй)

В статье (на материале путевых записок европейских путешественников) продолжено рассмотрение стадий развития растительной символики в европейской культуре, в частности рецепция ею восточной «немой почты» («селама») в виде «языка цветов»/ Проанализирована шутливая версия селама, предложенная И.-В. Гете.

Ключевые слова: Синьор Обри де ла Моттрей, леди Мэри Уортли Монтегю, И.-В. Гете, «Западно-восточный диван»,  путевые записки, селам, «язык цветов».

КОММУНИКОЛОГИЯ. СОВРЕМЕННОЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВО

М.Э. Вильчинская-Бутенко

Корпоративная мифология как дискурсивная практика

С позиции корпоративно-мифологического дискурса анализируется специфика конструирования образов основателей компаний Стива Джобса (Apple) и Билла Гейтса (Microsoft). Делается вывод, что корпоративно-мифологический дискурс выступает полноценным информационным продуктом, основанным на определенной оценочной и когнитивной базе.

Ключевые слова: дискурс, корпоративный миф, компания, целевая аудитория, Билл Гейтс, Стив Джобс.

A.Б. Гончаренко
Профессиональный медиадискурс в туризме

В статье обосновывается необходимость изучения и сравнительного анализа английского и русского профессионального туристского дискурса в медиапространстве, важность роли медиадискурса как эффективного инструмента профессионального общения.

Ключевые слова: профессиональный туристский дискурс, роль PR, межкультурная коммуникация.

T.A. Захарс
Имидже-персонифицированный концепт работы ведущего в теории социальных коммуникациях

Статья дает представление об истории термина «имидж» в цикле гуманитарных наук, а также в теории социальных коммуникаций; характеризует феномен ведущего в контексте теории образа, подает примеры из информационно-развлекательных программ украинского телевидения.

Ключевые слова: ведущий, имидж, информационно-развлекательное вещание, образ, персонификация, рейтинг.

И.В. Малявкина
Использование разговорной лексики в PR-текстах при продвижении финансовых услуг

В статье рассматривается современная проблематика создания эффективной коммуникации с целью привлечения и расширения целевой аудитории финансовых услуг путем более широкого использования разговорной лексики в PR-текстах.

Ключевые слова: разговорная лексика, PR-тексты, целевая аудитория финансовых услуг, эффективная коммуникация.

Е.В. Прохорович
Эмбиент медиа как составляющая рекламной коммуникации в городском медиапространстве

В статье анализируются нетрадиционные рекламные носители ambient media как важная часть партизанского маркетинга, их роль и позиция на рекламном рынке, трансформирующая городское медиапространство. Раскрываются понятие и дефиниции аmbient мedia (эмбиент медиа), описывается формирование и становление нового клиенто-ориентированного подхода при реализации современных рекламных кампаний. Рассматриваются примеры реализованных ambient-кампаний.

Ключевые слова: нетрадиционные рекламные носители, партизанский маркетинг, эмбиент медиа.

М. М. Сперанский
Условия эффективного брендинга отраслей российского производства

Инновационное образование рассматривается как одно из важнейших условий эффективного брендинга отраслей российского производства. Рассматриваются многогранные и системные последствия информационных кампаний построенных не на рациональном подходе к производству.

Ключевые слова: брендинг, эффективный брендинг, производство, образование, имидж.

Annatation and key words

ART CRITIQUE. FINE ART

О. Sudakova
Merchant male costumes of the XVIII-XIX centuries

In the article the change of merchant masculine suit as phenomena of "all-sufficient" culture of the Russian merchants is traced from its appearance on the border of XVIII - XIX centuries and to 50-60th of ХIХ century.

Keywords: merchant masculine suit, merchants, Irkutsk merchants, reform of municipal suit in the first fourth of the XVIII century.

V. Shevchuk
R. Jacobson's early articles. (Тheoretical bases of national vanguard)

Тhe author analyzed R. Jacobson's early articles which reflect his thoughts about the formation of the vanguard directions in the art of Russia and Europe in the 10th –30th years of the XX century. Of particular interest are theoretical propositions about the role of Jakobson's shape: the color, the ratio of different imagery systems (synthesis of the arts).

Keywords: vanguard, R. Jacobson, time, space, art form, color, texture, synthesis of arts.

О. Sudakova
Merchant male costumes of the XVIII-XIX centuries

In the article the change of merchant masculine suit as phenomena of "all-sufficient" culture of the Russian merchants is traced from its appearance on the border of XVIII - XIX centuries and to 50-60th of ХIХ century.

Keywords: merchant masculine suit, merchants, Irkutsk merchants, reform of municipal suit in the first fourth of the XVIII century.

О. Sudakova
Merchant male costumes of the XVIII-XIX centuries

In the article the change of merchant masculine suit as phenomena of "all-sufficient" culture of the Russian merchants is traced from its appearance on the border of XVIII - XIX centuries and to 50-60th of ХIХ century.

Keywords: merchant masculine suit, merchants, Irkutsk merchants, reform of municipal suit in the first fourth of the XVIII century.

О. Sudakova
Merchant male costumes of the XVIII-XIX centuries

In the article the change of merchant masculine suit as phenomena of "all-sufficient" culture of the Russian merchants is traced from its appearance on the border of XVIII - XIX centuries and to 50-60th of ХIХ century.

Keywords: merchant masculine suit, merchants, Irkutsk merchants, reform of municipal suit in the first fourth of the XVIII century.

MODERN PROBLEMS AND DESIGN PRACTICE

В. Bondarenko
Auto-centers of the company Mercedes-Benz: the interrelatedness of design with conceptual positions of the brand philosophy

The aim of the work is identification of the links between the corporate values of the company's brand Mercedes-Benz and their implementation in the architecture and design of car centers. The fundamental values of the brand Mercedes-Benz are positions such as technological leadership, safety, comfort, reliability, design. The author established that the leading idea of the scope planning organization dealers Mercedes-Benz is their functionality, and in solving the interior of the appeal to the style of hi-tech.

Keywords design, brand, аutocentre, high-tech, approach

T. Kovaleva
Сreative methods of deconstruction in the art of interio: artistic features

The article considers the artistic practice of architects deconstruction in art interior, revealed the foundations of the original creative communication method and composite solutions interior.

Keywords: art interior, deconstruction, design methods and techniques

V. Laptev
Features a composite construction of a quantitative infographics

The article discusses the features of composite solutions for the quantification of information graphics. Problems of proportioning shown in a historical retrospective based on the views of prominent Russian and foreign scientists XIX–XX centuries. Address the issue of aesthetic adaptation of infographics. The author focuses on the compositional characteristics to construct a quantitative graph — charts. This applies to the format, and location of the symbol on the field, the parameters of space-scale benchmarks, as well as an explication and an illustration.

Keywords: infographics, composition, proportion, charts, cartograms, typography, illustration

D. Maho, P. Maho
Мajor trends in children's book design. Leningrad artists of 1960 - 1980 -ies.

The article identified the main trends in the development of children's book design Leningrad school 1960-1980 -ies. One of them is the vanguard of a new, stripped epic sound social art of the 192s, where instead of pathos birth of the new world and the formation of the new man appears either bright decorative ( B. Kalaushin ) or lyrical romantic mood (V. Topkov, G. Kovechuk ) or grotesque cheerfulness ( L. Kaminsky, M. Belomlinsky ). Another important trend in book design review period associated with the legacy of "World of Art ." In this tradition some artists 1960-1980 -ies. bring lyrical and romantic reverie abstraction ( G.A.V. Traugoty ), others - a merciless irony and sharp sarcasm ( M. Maiofis ) .

Keywords: Design of children's books, Leningrad school book graphics 1960-1980 -ies. Artists of children's books, book and magazine illustration, B. Kalaushin, Belomlinsky M., G. Kovenchuk, L. Kaminsky, A. Topkov almanac " Asterisk ", magazine" Bonfire ", magazine" Sparkle", M. Maiofis GAV Traugott, S. Island, A. Azemsha

PHILOLOGICAL SCIENCES
FOLKLORE. HISTORY AND THEORY OF LITERATURE

N. Gryakalova
War, splint and vanguard (visual sources of «over novel» in velimir khlebnikov’s «war in a mousetrap»)

In article the poetic texts included in the poem in Khlebnikov’s «War in a mousetrap» are analyzed while the poem is regarded as typical of the avant-garde «open dynamic structure» («sverhpovest’»). The visual sources of a number of texts are identified, there are lubok-pictures of the First world war. In this context the questions of the role of daily visual culture in the poetics of futurism and avant-garde as also nature of transformation of the sours images are resolved.
Keywords
avant-garde futurism poetics «naive art» ekfrasis

А. Polyakova
Parable and stylistic peculiarities in Valerij Shevchuk’s historical prose

The author analyzes the beginning of ukrainian writer Valerij Shevchuk’s historical prose: as a genre and genre variety (historical parable parable history) as artistic technique as style permitted to reflect Ukrainians history in the semiotic-symbolic level.
Keywords:
parable, parabolity, historism

K. Sharafadina
The historical phases of symbolization flower-vegetable world in different cultures and folklore-literary reception (the second essay)

The author (based on the travel notes of European travelers) continued consideration of developmental stages of plant symbolism in European culture, particularly its eastern reception "dumb-mail" ("selam") as the "language of flowers" Playful version of plant symbolism proposed by J.W. Goethe is analyzed.
Keywords Signor Aubrey de la Mottram, Lady Mary Wortley Montagu, J.W. Goethe, "West-Eastern Divan", travel notes, selam, "the language of flowers."

KOMMUNIKOLOGY MODERN MEDIA SPACE

M. Vilchinskaya-Butenko
Corporate mythology as a discursive practice

From a position of corporate-mythological discourse specifics of designing images of founders Steve Jobs (Apple) and Bill Gates (Microsoft) are analyzed. It is concluded that the corporate-mythological discourse is full of information product that is based on a specific assessment and cognitive basis.
Keywords:
discourse, corporate myth, company, target audience, Bill Gates, Steve Jobs.

A. Goncharenko
Professional mediadiscourse in tourism

The article refers to importance of study and comparative analysis of Russian and English professional tourism discourse in media landscape, the role of media-discourse and PR as effective means of professional communication.
Keywords:
professional tourism discourse, the role of PR, intercultural communication.

T. Zakhars
Image and personalized concept of work of anchorman in a theory social communications

The article gives an idea about history of term «image» in the loop of humanity sciences, and also in the theory of social communications; characterizes the phenomenon of leading in the context of theory character, sets example from the informatively-entertaining programs of Ukrainian television.
Keywords:
anchorman, image, informatively-entertaining broadcasting, character, personification, rating.

I. Malyavkina
The use of spoken vocabulary in the PR-texts in promoting financial services

The author considers the modern problems of creating effective communication in order to attract the target audience and expanding financial services through greater use of spoken vocabulary in the PR-texts.
Keywords:
spoken vocabulary, PR-texts, the target audience of financial services, effective

Е. Prokhorovich
Ambient media as a component of advertising communication media space in the city

The author discusses innovative advertising media ambient media as an important part of guerrilla marketing. Their role and position in the advertising market - the new media space, transforming city. The notion and definition of ambient media. Also describes the formation and establishment of a new customer - oriented approach for the implementation of modern advertising campaigns. The examples of implemented ambient - campaigns in the world.
Keywords:
unconventional advertising media, guerrilla marketing, ambient media

M. Speranskij
Conditions for effective branding industries in Russia

Innovative education is considered as one of the most important conditions for effective branding industries in Russia. Considered multifaceted and systemic effects of information campaigns are not built on a rational approach.
Keywords:
branding, effective branding, industry, education, image

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бондаренко Богдан Константинович – аспирант Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Е- mail: apokryphos.87@gmail.com
Вильчинская-Бутенко Марина Эдуардовна
- канд. пед. наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. Е- mail: 3055556@rambler.ru
Гончаренко Александра Борисовна
– старший преподаватель кафедры туристского бизнеса Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. Е- mail: sandra_shc@mail.ru
Грякалова Наталия Юрьевна
– д-р филолог. наук, профессор, главный научный сотрудник Института русской литературы РАН. Е- mail: natura3@yandex.ru
Захарс Татьяна Арнольдовна
- Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. Институт журналистики кафедра кино- и телеискусства. Е- mail: tata_zahars@ukr.net
Ковалева Татьяна Вячеславовна
- канд.искусств., доцент кафедры искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А.Л. Штиглица. E-mail: TVK158@mail.ru
Лаптев Владимир Владимирович
– канд. искусств., доцент кафедры дизайна рекламы Института графического дизайна СПГУТД E-mail: laptevsee@yandex.ru
Малявкина Ирина Вадимовна
- ст. преп. кафедры рекламы и связей с общественностью факультета социологии и управления социальными процессами СПбГЭУ. Е- mail: irina_teletrade@mail.ru
Махо Дарья Михайловна
- магистр дизайна, индивидуальный предприниматель. E-mail: dmakho@gmail.com
Махо Петр Георгиевич
– старший преподаватель кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций ИБК СПГУТД. E-mail: pmakho@gmail.com
Полякова Анна Андреевна
– аспирант Запорожского национального университета. Е- mail: polyakova78@bk.ru
Прохорович Елена Владимировна
- ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. E-mail: lenavaha@gmail.com
Сперанский Михаил Михайлович
- старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций СПбГУТД. E-mail: speranski@bk.ru
Судакова Ольга Николаевна
– канд. культурологии, зав. кафедрой теоретической и прикладной культурологии Сибирской академии права, экономики и управления. Е- mail: kdoscha@hotmail.ru
Шарафадина Клара Ивановна
– д-р филол. наук, профессор CПГУТД. Е-mail: belkaklara@mail.ru
Шевчук Вероника Геннадиевна
– канд.философ. наук., доцент кафедры декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета. Е-mail: verynya.58@gmail.com