Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Журналы СПГУТД: Главная / Известия вузов. Технология легкой промышленности / Вестник СПГУТД / Дизайн. Материалы. Технология / Вестник Молодых ученых СПГУТД /
№ 2, 2013 Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки

Содержание

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Д. С. Иванченко

Эволюция олимпийского ритуала, символики и атрибутики

Н. И. Натус

Исследование вопросов применения новых технологических решений для наружной рекламы

Е. А. Петухова

Проблемы развития западноевропейского и американского плаката в 1890‑е гг. на примере издания «Les maîtres de l’affiche»

М. Е. Плотникова

Арт-дизайн неаполитанского метро

ФИЛОЛOГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ФОЛЬКЛОР

Специальный выпуск

Писатель в маске. Формы автопрезентации в литературе XX века

От редактора

Г. В. Петрова

Ник. Т-о: к литературной истории псевдонима Иннокентия Анненского

Н. Ю. Грякалова

«Я, паяц…»: к культурной мифологии эпохи модерна. Заметки к теме

П. В. Дмитриев

Псевдонимы в журнале «Аполлон»

Е. И. Гончарова

Лицедей террора (писательская маска Бориса Савинкова)

С. А. Кибальник

Маскарад героя-рассказчика и буддистский подтекст в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр»

А. С. Александров, Э. К. Александрова

Маска профессора(к истории одной мистификации)  К. Ле Гуи Французские псевдонимы хх века. Факты и размышления

Е. А. Иваньшина

Перевоплощения мастера: к вопросу о ролевом поведении булгаковского автора

О. Ю. Осьмухина

Авторская маска в пролетарском контексте («Байки Антропа из Лисьих Гор» м. волкова)

Е. А. Тахо-Годи

Авторские маски А. Ф. Лосева

Cведения об авторах

Информация для авторов

Table of contents

Table of contents

Vestnik № 2. 2013. Series 2. Art critique. Philological sciences

ART CRITIQUE

DES IGN. ARTS AN D CRAF TS

D. Ivanchenko

Еvolution of the olympic ritual, symbolics and attributes

N. Natus

Research of application of new questions technological decisions for the outdoor advertising

E. Petukhova

Development issues of west european and american poster in the 1890s: the case of the «Les maîtres de l’affiche»

M. Plotnikova

Art design of the neapolitan subway

PHILOLO GICAL SCIENCES . FOLKLORE

Special issue

The writer in a mask. Autopresentation forms in XX century literature

From the editor

G. Petrova

Nick. t -о: a literary pseudonym stories of Innokenty Annensky

N. Gryakalova

«I, bajazzo…: To the cultural mythology of modern age. Notes to the topic

P. Dmitriev

Рen-names in «Аpollon» magazine

E. Goncharova

The terror gambler (Boris Savinkov’s pen-name story)

S. Kibalnik

The Masks of the narrator and the buddhist subtext in Gazdanov’s «An evening with Claire»

A. Alexandrov, E. Alexandrova

Proffessor’s mask (the history of one mystification)

C. Le Gouis

French pseudonyms of the twentieth century: facts and reflections

E. Ivanshina

Мaster’s reincarnations: about role behavior bulgakov’s author

O. Osmukhina

The author mask in proletarian context («Antrop’s Tales from the Foxes mountains» by M. Volkov).

E. Takho-Godi

А. Losev's author masks

Аннотации и ключевые слова

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Д. С. Иванченко

Эволюция олимпийского ритуала, символики и атрибутики

В статье проводится анализ истории развития и становления ритуалов и визуально-графической среды Олимпийских игр ХХ в., приводится история их возникновения, имена ведущих дизайнеров и деятелей культуры, с которыми связано возникновение и развитие этих элементов дизайна, их место в системе видов дизайна, их социально-культурные истоки, специфика художественной природы и роль в мире художественного творчества. В ходе анализа выяснилось, что ритуалы и церемонии постепенно наполнялись различными развлекательными элементами, а символика последних лет больше направлена на презентацию культурных особенностей страны-организатора Игр. Все вместе они формируют общий облик страны-организатора, пытаясь больше подчеркнуть национальную составляющую, нежели спортивную

Ключевые слова Олимпийские церемонии, дизайн, графический дизайн, спорт, Олимпийские игры, Олимпийская символика.

Н. И. Натус

Исследование вопросов применения новых технологических решений для наружной рекламы

В настоящей статье рассмотрен ряд вопросов, связанных с возможностью и целесообразностью применения новых технологических разработок и материалов наружной рекламы в инфраструктуре мегаполиса

Ключевые слова система, технологические решения, информационные носители, дизайн, материалы, инновационные технологии.

Е. А. Петухова

Проблемы развития западноевропейского и американского плаката в 1890‑е гг. на примере издания «Les maîtres de l’affiche»

Настоящая статья является обзором исследования, посвященного плакатному искусству конца XIX столетия в Западной Европе и Америке. В работе представлены общая характеристика изучаемой темы, обоснование ее актуальности, а также поставленные цель и задачи

Ключевые слова плакат, печатная графика, графический дизайн, искусство конца XIX в., Франция, Англия, США.

М. Е. Плотникова

Арт-дизайн неаполитанского метро

В статье описывается дизайн станций неаполитанского метро, которое воплощает в себе проект муниципалитета Неаполя по благоустройству городской инфраструктуры. Рассматриваются различные стили в оформлении 6 станций метрополитена. При написании работы использовались первичные источники на английском и итальянском языках

Ключевые слова Метро Неаполя, арт-станции метро, дизайн метро, итальянский дизайн, современный дизайн.

ФИЛОЛOГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ФОЛЬКЛОР

Специальный выпуск

Писатель в маске. Формы автопрезентации в литературе XX века

От редактора

Г. В. Петрова

Ник. Т-о: к литературной истории псевдонима Иннокентия Анненского

В статье рассматривается псевдоним И. Ф. Анненского «Ник. Т-о» как эстетическое явление со своей внутренней логикой и творческой функцией. Впервые предпринимается попытка установить литературную родословную псевдонима поэта, генетически укорененного не только в мифологии, но и в литературных традициях: русской поэзии и прозы и античной драматургии

Ключевые слова И. Ф. Анненский, творческая биография, литературная традиция, генезис, эстетическая полемика.

Н. Ю. Грякалова

«Я, паяц…»: к культурной мифологии эпохи модерна. Заметки к теме

В статье рассматриваются формы автопрезентации в лирике Александра Блока 1902–1903 гг., а именно те маски лирического героя, которые связаны с тематическим полем «балагана»: паяца, клоуна, бродячего комедианта, Пьеро и Арлекина. При этом делается акцент на их интертекстуальной природе и анализируется культурный контекст, выявляющий их смысловой потенциал

Ключевые слова ■ А. Блок, идентичность, текст, интертекст, маска, автопрезентация.

П. В. Дмитриев

Псевдонимы в журнале «Аполлон»

Исследование посвящено раскрытию псевдонимов литературных, театральных и художественных критиков, помещавших свои работы на страницах литературно-художественного ежемесячника «Аполлон» (1909–1917). На примере нескольких имен, значимых в русском культурном пространстве 1910‑х годов, показаны различные причины, мотивы и способы нахождения «литературного» имени для критиков, сформировавшихся как в недрах этого печатного органа, так и пришедших в него с опытом работы в других изданиях

Ключевые слова литературное имя, псевдоним, криптоним, художественная критика, журнал «Аполлон», традиционализм

Е. И. Гончарова

Лицедей террора (писательская маска Бориса Савинкова)

В статье рассматривается история писательского псевдонима, под которым скрывался «самый отчаянный из террористов» начала XX века Борис Савинков — автор повестей «Конь бледный» (1909), «Конь вороной» (1923), романа «То, чего не было» (1912), «Книги стихов» (1931)

Ключевые слова русская литература, биография, творчество, писатель, псевдоним, текст.

С. А. Кибальник

Маскарад героя-рассказчика и буддистский подтекст в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр».

В статье речь идет о романе писателя младшего поколения первой русской эмиграции «Вечер у Клэр», опубликованном в Париже в 1930 году. Показана соотнесенность нарративной маски повествователя с молодым Буддой

Ключевые слова ■ роман, подтекст, буддистский, маска, «Вечер у Клэр», эмиграция.

А. С. Александров, Э. К. Александрова

Маска профессора(к истории одной мистификации)

В статье рассмотрена история отклика-мистификации на стихотворение А. Блока «Ты так светла, как снег невинный…» (1909). Выдвигается версия, что подлинный автор «письма в редакцию», написанного якобы «профессором Дьяконовым», — критик и журналист А. А. Измайлов. Интертекстуальным отголоском этих событий стал «музыкальный» эпизод в романе Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (1929), который также анализируется в данной статье

Ключевые слова А. Блок, Г. Газданов, А. Измайлов, маска профессора, мистификация, письмо в редакцию.

К. Ле Гуи

Французские псевдонимы хх века. Факты и размышления

В статье представлены результаты наблюдений над типологией псевдонимов во французской литературе, при этом обосновываются несколько причин их появления. Ряд писателей выбирали имена звучные, запоминающиеся, необычные, взамен собственных, обыденно звучащих, рассчитывая на успех у публики (Лотреамон, Куртелен, Ромэн). В других случаях обнаруживается связь с определенным географическим местом, какимлибо образом отмеченным в биографии писателя (Круассе, Дюра, Труайя, Веркор). Порой необходимость псевдонима была вызвана личными обстоятельствами (Батай, Карко). Радикальное стилевое новаторство также могло предопределить создание нового имени (Тристан Тцара)

Ключевые слова автор, псевдоним, мистификация, Гонкуровскaя премия.

Е. А. Иваньшина

Перевоплощения мастера: к вопросу о ролевом поведении булгаковского автора

В статье творчество М. Булгакова представлено как театральный роман, в котором главным артистом является сам автор, выступающий в различных перевоплощениях. Следуя тенденции табуировать писательскую профессию, булгаковский  автор, как таинственный персонаж собственного спектакля, осуществляет себя в ролевом поведении, «заимствованном» у известных литературных прототипов, создавая на базе традиционных литературных знаков свою идентификационную систему

Ключевые слова ролевое поведение, антиповедение, творческая рефлексия, традиция, идентификационная система, маскировка, скупой, пророк, ревизор.

О. Ю. Осьмухина

Авторская маска в пролетарском контексте («Байки Антропа из Лисьих Гор» М. Волкова)

Статья посвящена осмыслению специфики функционирования авторской маски (сказовой маски) в сказовом типе повествования М. Волкова. Выявляются типологические связи комической маски в прозе М. Волкова и Н. Гоголя

Ключевые слова авторская маска, сказ, нарратор.

Е. А. Тахо-Годи

Авторские маски А. Ф. Лосева

В статье анализируются различные стратегии поведения — жизненная, научная и литературная — великого русского философа А. Ф. Лосева (1893–1988), которому большую часть жизни выпало жить и писать в условиях тоталитарного общества. Жизненной стратегией Лосева после принятия в 1929 году тайного монашеского пострига стал «монастырь в миру». Научной стратегией — изучение минувших эпох — античности, средневековья, Возрождения — с целью выявить исторические, социальные, философско-религиозные предпосылки происходящих событий. Что касается литературной стратегии, то она обусловлена его внутренним отказом от конформизма

Ключевые слова русская литература и философия, великий русский философ А. Ф. Лосев, тоталитарное общество, жизненная, научная и литературная стратегии, авторские маски.

Annatation and key words

ART CRITIQUE

DES IGN. ARTS AN D CRAF TS

D. Ivanchenko

Еvolution of the olympic ritual, symbolics and attributes

In article the analysis of history of development and formation of rituals and the visual and graphic environment of Olympic Games of the XX century is carried out, the history of their emergence, names of leading designers and cultural figures with whom emergence and development of these elements of design, their place in system of types of design, their welfare sources, specifics of the art nature and a role in the world of art creativity is connected is given. During the analysis it became clear that rituals and ceremonies were gradually filled with various entertaining elements, and the symbolics of the last years is more directed on presentation of cultural features of the country organizer of Games. Everything together they form the general shape of the country organizer, trying to emphasize more a national component, than sports

Key words Olympic ceremonies, design, graphic design, sports, Olympic Games, Olympic symbolics.

N. Natus

Research of application of new questions technological decisions for the outdoor advertising

In present article some question connected with possibility and expediency of application of new technological workings out and outdoor advertising materials in a megacity infrastructure is considered

Key words system, technological developments, information carrier, design, materials, innovative technologies.

E. Petukhova

Development issues of west european and american poster in the 1890s: the case of the «Les maîtres de l’affiche»

This article is a review of a study on the poster art of the late XIX century in Western Europe and America. The paper presents the general characteristics of the subject, the rationale for its relevance, and the purpose and objectives

Key words poster, graphic, engraving, graphic design, prints, France, England, USA.

M. Plotnikova

Art design of the neapolitan subway

In article the design of stations of the Neapolitan subway which personifies the project of municipality of Naples on improvement of city infrastructure is described. Various styles in registration of 6 stations of the subway are considered. When writing work primary

sources in English and Italian languages were used

Key words subway of Naples, art metro station, design of the subway, Italian design, modern design.

PHILOLO GICAL SCIENCES . FOLKLORE

Special issue

The writer in a mask. Autopresentation forms in XX century literature

From the editor

G. Petrova

Nick. t -о: a literary pseudonym stories of Innokenty Annensky

The alias of I. Annensky «Nik. T-o» is considering as an aesthetic phenomenon with its own internal logic and creative function. For the first time an attempt is made to restore the literary pedigree alias poet, genetically rooted not only in mythology, but also in the literary tradition: Russian poetry and prose and antique drama

Кеу words I. Annensky, the creative biography, literary tradition, the genesis, the aesthetic debate.

N. Gryakalova

«I, bajazzo…: To the cultural mythology of modern age. Notes to the topic

The article deals with the forms of the autopresentation in Alexander Block’s lyric poetry of 1902–1903, namely the lyrical masks, which are related to the thematic field «balagan»: the clown, comedian, Pierrot and Harlequin. The emphasis is put on the intertext and examines the cultural context, identifying their semantic potential

Key words A. Вlock, identity, text, intertext, mask, autopresentation.

P. Dmitriev

Рen-names in «Аpollon» magazine

The article is devoted to the ‘pen-names’ reveal of literary, theatrical and art critics, published in the monthly art and literary magazine «Apollon» in the period from 1909 till 1917. Few examples of the names having importance in the Russian cultural space in the 1910s given in the article show different reasons, motives and means in finding ‘literary’ name both for critics who gained experience in this literary organ and for those who came to «Apollon» from other editions

Key words ■ literary name, pen-name, cryptonym, art criticism, magazine «Apollon», traditionalism.

E. Goncharova

The terror gambler (Boris Savinkov’s pen-name story)

This essay outlines the pen-name story of Boris Savinkov, poet and famous revolutionary, who was known as «a most reckless terrorist of the beginning of the 20th century» in Russia, author of widely read novels «The Pale Horse» (1909), «The Black Horse» (1924), «What Never Happened» (1914), «Book of Poems» (1931)

Key words Russian literature, biography, legacy, novelist, pen-name, text.

S. Kibalnik

The Masks of the narrator and the buddhist subtext in Gazdanov’s «An evening with Claire»

Russian writer Gayto Gazdanov belongs to a junior generation of the first Russian emigration. The article is devoted to his first novel «An Evening with Claire» published in 1930 in Paris. It is shown that the narrator has some features of a young Buddha

Key words novel, subtext, Buddhist, mask, «An Evening with Claire», emigration.

A. Alexandrov, E. Alexandrova

Proffessor’s mask (the history of one mystification)

The article reviews the history of the response-mystification to the А. Blok poem «Ty tak svetla, kak sneg nevinnyj…» (1909). Put forward a version that the real author of «letters to the editor», signed by Professor Dyakonov — critic A. Izmajlov. Intertextual echoes of these events was the «musical» episode of the novel «An Evening with Clare» (1929) by Gaito Gazdanov

Key words A. Block, G. Gazdanov, A. Izmajlov, professor’s mask, mystification, letter to the editor.

C. Le Gouis

French pseudonyms of the twentieth century: facts and reflections

Literary pseudonyms were common among French writers for a variety of reasons. Some chose euphonious, memorable, or unusual names in place of their own awkward-sounding ones, counting on the new names bringing success with the public (Lautréamont, Courteline, Romains). Other names displayed a geographical connection (Croisset, Duras, Troyat, Vercors). In some cases personal circumstances made the adoption of a pseudonym indispensable (Bataille, Carco); in others, a radical shift in style required a new name (Tristan Tzara)

Key words author, pseudonym, mystification, Prix Goncourt.

E. Ivanshina

Мaster’s reincarnations: about role behavior bulgakov’s author

In the scientific research the works by M. Bulgakov are presented as a theatrical novel, where the leading actor is the author, appearing in different reincarnations (disguises). Following the tendency to taboo a writer’s profession, Bulgakov’s author, as a mysterious character of his own performance implements himself in role playing, «borrowed» from the famous literary prototypes, forming his identity system on the basis of the traditional literary signs

Key words role behaviour, antibehaviour, creative reflection, equipment, tradition, identity system, miserly, prophet, inspector.

O. Osmukhina

The author mask in proletarian context («Antrop’s Tales from the Foxes mountains» by M. Volkov).

In the article is investigating the specificity of the author’s mask (mask of skaz) functioning in the stories by M. Volkov. Is identifies the typological connection comic masks in prose M. Volkov’s and N. Gogol’s

Key words author mask, skaz, narrator.

E. Takho-Godi

А. Losev's author masks

The article examines different strategies — worldly, scientific and literary — that determined the life of the great Russian philosopher A. F. Losev (1893–1988), who was fated to live and write in the conditions of a totalitarian society. After taking, secretly, the monastic vows in 1929, Losev’s worldly strategy became as it were ‘monasticism in the world’. His scientific strategy consisted in scrutinizing the times past — antiquity, the mediaeval history, the Renaissance — in order to discover the historic, social, philosophical and religious antecedents of contemporary events. As for his literary strategy, it was largely determined by his inner repudiation of conformism

Key words Russian literature and philosophy, great Russian philosopher A. F. Losev, totalitarian society, worldly, scientific and literary strategies, author masks.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Иванченко Дмитрий Семенович — выпускник кафедры графического дизайна СПГУТД, в настоящее время аспирант кафедры истории и теории дизайна и медиа- коммуникаций Института бизнес-коммуникаций СПГУТД, Е-mail: ivan-demon7@mail.ru

Натус Наталья Игоревна — старший преподаватель Института графического дизайна СПГУТД, председатель государственной аттестационной комиссии по защитам выпускных квалификационных работ. Е-mail.: n.natus@mail.ru

Петухова Елена Андреевна — выпускница кафедры истории западноевропейского искусства СПбГУ. Е-mail.: yelena.petukhova@gmail.com.

Плотникова Марина Евгеньевна — выпускница информационного факультета СПбГУКИ по направлению информационного менеджмента, в настоящее время магистрант кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. Е-mail.: marina.plotnikkova@gmail.com

Авторы раздела Филологические науки

Александров Александр Сергеевич — кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела новейшей русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.  E-mail: aspiros. 83@mail.ru

Александрова Эльмира Камильевна — кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела новой русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, член группы по изданию Малого академического собрания сочинений Вяч. Иванова в 10‑ти томах. E-mail: egumerova@mail.ru

Гончарова Елена Ивановна — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела новейшей русской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Участник издания академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока в 20‑ти томах. E-mail:el-goncharova@yandex.ru

Грякалова Наталия Юрьевна. — главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук, профессор, руководитель Группы по изданию академического Полного собрания сочинений и писем А. А. Блока в 20‑ти томах, член редколлегии данного издания, отв. редактор серийных сборников «Александр Блок. Исследования и материалы». E-mail: natura3@yandex.ru

Дмитриев Павел Вячеславович — кандидат искусствоведения, заведующий Музыкальной библиотекой С.‑Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича.  E-mail: dmitrievp@mail.ru

Иваньшина Елена Александровна — доктор филологических наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического университета.  E-mail: sergiencou@yandex.ru

Кибальник Сергей Акимович — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, член Международного Общества Ф. М. Достоевского, профессор филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.  E-mail: kibalnik007@mail.ru

Ле Гуи Катрин — профессор французской литературы и языка в Маунт Холиок колледже (США, Массачусетс), где ведет курсы французской и русской литературы XIX–XX вв.E-mail: clegouis@mtholyoke.edu

Осьмухина Ольга Юрьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. E-mail:osmukhina@inbox.ru

Петрова Галина Валентиновна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, профессор кафедры бизнес-технологий Института бизнес-коммуникаций СПГУТД. E-mail: pgv6@yandex.ru

Тахо-Годи Елена Аркадьевна — доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующая научным отделом Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», Председатель «Лосевской комиссии» Научного совета «История мировой культуры» Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук (секция «Гуманитарные науки и творчество). E-mail: takho-godi.elena@yandex.ru